1 декабря 2013
Эффект аудитории и страх перед публичным выступлением

Сегодня я хочу поговорить о психологии и о так называемом «эффекте аудитории». Он был открыт в 30-е года прошлого столетия. Эффект парадоксален, ибо говорит он о двух явно противоположных явлениях. Почему-то у одних результаты оказываются намного выше, когда на них смотрит большое количество людей; а у других, наоборот, присутствующие зрители вызывают чувство волнения, неловкости, и в итоге они показывают результат намного хуже, чем могли бы показать его без аудитории. Например, атлеты и многие другие спортсмены на публике показывают результаты выше (вспомните хотя бы домашние матчи, результаты по статистике всегда выше), а вот некоторые ораторы наоборот на публике не могут эффектно донести мысль.

В чем же дело? Известный социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Он определил, позитивное или негативное влияние аудитории будет зависеть исключительно от самого выступающего. Если, к примеру, выступающий верит, что победит или добьется результата, то эффект аудитории будет положительным и будет подвигать его к выступлению на самом высшем уровне. Если от уверенности и следа нет, то наличие аудитории и зрителей приведет к ненужному волнению и к еще большему снижению самооценки.

Поэтому я в очередной раз не устаю повторять: все зависит от настроя оратора.