3 июня 2015
Интервью для журнала PRO КМВ

Манипуляция — в нашей природе

Дар убеждения, умение аргументированно отстаивать свою позицию и добиваться желаемого, искусство удерживать внимание слушателя… Легко ли научиться всему этому? В перерыве между этапами мастер-класса «Гни свою линию» мы побеседовали с писателем и бизнес-тренером Никитой Непряхиным

45018420

— У Вас два образования. Логично, если аспирант филфака становится препо­давателем. У юриста другой не менее традиционный путь. Что привело Вас в профес­сию бизнес-тренера?

— По моим ощущениям, все, кто добивается успеха в сфере тренерства, в профессию не приходят специально. Как толь­ко человек говорит: «Я слышал, что тренер может на корпоративе «срубить» несколько тысяч евро в день», — это провальный вариант.

Что касается меня, я был увлечен темой аргументации еще на юрфаке. К тому же, мне очень нравилось преподавать в школе. С другой стороны, когда я приехал в Москву в аспирантуру, столкнулся с тем, что без опыта я никому не нужен. Разве что на зарплату в 10 тысяч ру­блей, которой не хватало даже на съем квартиры. Куда идти? В продажи. Получилось так, что в этой сфере был важен не столько навык продаж, сколько умение донести мысль. Со временем я стал тренером по продажам, потом возглавлял корпо­ративные универ­ситеты, потом меня пригласил в тренинговую компанию Радислав Гандапас. Сейчас у меня своя компания.

— Это заняло при­личное количе­ство времени. Ваша первая книга вышла в 2007, а начали деятель­ность Вы еще раньше. Прошли определенный путь, во время которого работали над собой: харизмой, даром убеждения, ораторским искусством…

— Какая у меня харизма? Я откровенно несимпатичный человек, нестройный, лысый…

— И. тем не менее, весьма обаятельный и мастерски убеждающий.

— Но это — другой вопрос. Ни над чем я специально не работал, но, безусловно, имею опыт. За свою карьеру провел более тысячи тренин­гов. Хотя многие мои коллеги за 10-15 лет едва-едва к этой цифре подходят. Я работал в корпоративной сфере. Много лет подряд жил в режиме пять тренинговых дней в неделю. Приобрел опыт. А поначалу не хотел выступать, боял­ся этого. Сейчас обратная ситуация: ищу стимулы для волнения. Константин Райкин в свое время сказал: «Есть только одно условие, при котором я не выйду на сцену если перестану испытывать волнение перед аудиторией».

—  У Вас шесть книг, седьмая в работе. В них Вы довольно много говорите о манипуля­циях. И в жизни мы часто с этим сталкиваемся… -Способность манипулировать заложена в нас природой.

— Я не понимаю людей, которые категорично осуждают ее. Этим пользуются все. Дети — самые ярые манипуляторы. Они давят на нужные струны, заставляют нас переживать, устраивают скандалы. Мерчендайзеры, зная это, размещают определенные товары на уровне глаз ребенка. Это не плохо и не хорошо. Это игра. Просто кто-то на нее ведет­ся, а кому-то удается ее обнару­живать, нейтрализовьеать.

— Ваша книга называется «101 совет по противодей­ствию манипуляциям». Дайте хотя бы три.

— Эту тему можно с легкостью свести к триаде. Чтобы нейтра­лизовать любую манипуляцию, нужно, во-первых, ее вскрыть. Я, например, говорю открыто: «То, что вы сейчас делаете, это завуалированный шантаж. Не надо так со мной. Я о нем чи­тал в книге, мы это проходили на тренинге». Представляете, какая реакция будет у моего собеседника? Шаг второй: я могу определить цель. Эле­ментарным вопросом: «Для чего ты мне это говоришь, чего хочешь добиться?», ставлю человека в тупик. И намекаю на то, что, если ты мне это сде­лаешь, сам берегись! Это не прямой шантаж, а полунамек.

— Для чего ты это говоришь?

— Просто так

— Это совет? -Да.

— Услышано. Точка.

Третье — сломать сценарий. Манипулятор действует, рас­считывая на определенную реакцию. Меня запугивают — я должен испугаться. Меня поли­вают медовыми метафорами — я должен на все согласиться. Нужно поступить так, как от меня вообще не ожидают.

— За те годы, что Вы зани­маетесь бизнес-тренингом, многое изменилось. Коррек­тируете стратегию обучения?

— Люди стали грамотнее. Они понимают, что научиться, к примеру, продажам за день невозможно. Что есть такое понятие, как навык, важна фокусировка. Люди уже не реагируют на wow-эффект. Сейчас все понимают цен­ность информации, знают, что практично, а что нет. Народ стал критичнее, и это здорово! Потому что есть необходи­мость фильтровать. В нашей сфере, к сожалению, много непрофессионалов.

— Говоря о профессиона­лизме… Планируете ли Вы обучать бизнес-тренеров? Организовать свою школу?

— Сейчас мы готовим большую компанию, которая называется «Businessspeech», в ходе кото­рой я планирую окончательно сформировать свою команду и найти преемников. А 13 мая в Москве будет первый за всю мою карьеру мастер-класс для тренеров. Вся прибыль от него пойдет в Центр Лечебной Педагогики в Москве. В нем за­нимаются детишки с особенно­стями развития. Есть в России педагоги от Бога! Они, может, и не собирают залы. Но так ис­кренне делают свою работу.

 

Алена Степина

Журнал «PRO КМВ»