Вопрос-ответ №2. Как выступать перед большой аудиторией?

Вопрос-ответ №2. Как выступать перед большой аудиторией?

Продолжаю рубрику «Вопрос-ответ». Актуальный и сложный для многих вопрос от Олега про выступления перед большой аудиторией:

«Никита, <…> надеюсь на ваш совет. Опыта в публичных выступлениях у меня достаточно. Но в основном это были выступления перед небольшой аудиторией. Через месяц мне выступать с презентацией перед большой аудиторией — порядка 400-500 человек. <…> Честно говоря, страшновато. Никита, подскажите, пожалуйста, есть ли принципиальная разница в выступлении перед большой и не очень аудиторией? <…>На что стоит обратить мне особое внимание? <…>
Заранее благодарен за ответ,
Олег Саянов»

Ответ:

Безусловно, малая аудитория отличается от большой. И специфика работы с малой аудиторией будет отличаться от работы с большой. Но прежде стоит определить, что же считать большой аудиторией. На практике обычно разделяют три вида аудиторий: малая — до 15 человек, средняя — до 50–70 человек, большая — более 70–100 человек. Давайте рассмотрим, в чем заключается основная специфика работы с большой группой и в чем ее отличия от работы с малой.

• Чем меньше слушателей в аудитории, тем более активными они будут. В малых аудиториях слушатели более индивидуальны. Отдельно сидящий человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания, получению, обработке и запоминанию информации. Представьте, репетитор по английскому языку может эффективно провести урок с одним слушателем, с пятью будет сложнее, а вот уже с 50 учениками урок будет практически невозможен (если мы ведем речь именно про репетиторство, а не просто про лекцию).

• Малая аудитория меньше отвлекается на внешние раздражители, например, посторонний шум, кашель и чихание соседа, случайно забредшего в аудиторию незнакомца, смех на галерке, колышущуюся на сквозняке штору в зале и т. д. Чем больше слушателей в аудитории, тем больше человек, сидящий в компании с другими людьми, начинает отвлекаться и фокусировать свое внимание не только на ораторе и его речи.

• По мере увеличения числа слушателей аудитория становится все более однородной.

• Чем больше слушателей присутствует в зале, тем больше они реагируют на оратора и меньше — на информацию.

• В малой аудитории больше шансов вывести слушателей на активное обсуждение, если это подразумевает формат мероприятия.

Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно сделать следующие выводы:

• Большая аудитория не годится для проведения совещаний, планерок, детальных обсуждений и дискуссий. Во-первых, высказаться каждый не сможет. Во-вторых, прийти к консенсусу в большой группе намного сложнее. Если есть возможность, постарайтесь разбить ее на несколько групп и провести несколько мероприятий.

• Большая аудитория сложна в силу того, что ведет себя как большой единый организм. В случае появления локального негатива (либо в сторону оратора, либо по поводу содержания выступления) данная «волна» может быстро перехлынуть на всю аудиторию в целом. Оратору нужно постоянно быть начеку и оперативно тушить появившиеся аудиторные «искры».

• Помните, что чаще всего наименее заинтересованные слушатели садятся на задние и боковые места зала. Таких слушателей нужно обязательно включать в работу, постоянно поддерживать их внимание, четко и оперативно реагировать на любые признаки потери внимания и интереса.

• Для большой аудитории необходимо использовать микрофон. Не надейтесь на силу своего голоса. Даже если вы уверены в том, что можете говорить громко и четко, долго так говорить у вас навряд ли получится. По крайней мере без специальной подготовки.

• Публичные выступления — это всегда обмен энергетикой и эмоциями. Выступая, оратор обязательно отдает часть своей энергетики слушателям через слова, эмоции, голос, жестикуляцию и т. д. А от слушателей получает ответную реакцию (восхищение, аплодисменты, интерес к теме, симпатия, желание прийти на выступление еще раз и т. д.). Так вот, как вы понимаете, на большую аудиторию нужно больше эмоций, сильнее энергетику. А это значит, что речь должна быть более интонированной и эмоционально окрашенной, жестикуляция — шире и ярче, амплитуда жестов — больше. Вспомните театральный грим. Все черты лица гример вырисовывает гипертрофированно, чтобы зрители даже издалека видели созданные гримером эмоции героя.

 ————-

Присылайте свои вопросы. Я буду рад ответить на них. Пишите мне на имейл nikita@nepryakhin.ru или заполните форму в разделе «Контакты».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *