19 июня 2012
Вопрос-ответ №3. Как работать с флипчатом?

«Здравствуйте, Никита!
<…> В силу специфики своей работы мне часто приходится проводить собрания и совещания перед своими сотрудниками. Я всегда использую флипчарт, на котором записываю все важные моменты. Он очень помогает мне в работе. Однако понимаю, что работаю с ним неправильно. Получается либо записывать, либо работать с аудиторией. Нигде не могу найти советы, как же правильно работать с флипчартом. <…> Заранее спасибо, жду ответа!
Максим Жданов»

Ответ:

Сегодня я не представляю свой семинар, тренинг или любое другое публичное выступление без флипчарта или, например, магнитно-маркерной доски. Могу обойтись без проектора, но без флипчарта — нет. Это справедливо, ведь флипчарт позволяет визуализировать основные тезисы, грамотно расставить акценты в своем выступлении, сделать речь более наглядной и, главное, удобной для усвоения и запоминания аудиторией. Флипчарт задействует важный вид памяти — визуальный. Когда оратор говорит, слушатели запоминают информацию через аудиальный канал коммуникации. Важно задействовать и визуальный с помощью презентации, записей на флипчарте, яркого и понятного раздаточного материала.

Несмотря на то что сегодня слово «флипчарт» у большинства не вызывает вопросов (в отличие от «трансцендентной схоластики» или «честных демократических выборов»), не все ораторы умеют с ним работать. Проанализировав свой опыт и выступления других ораторов, я отметил несколько важных моментов, которые помогают грамотно работать с флипчартом и использовать его на все сто.

Во-первых, заранее подготовьте несколько разноцветных маркеров. Полностью исписанный черным фломастером лист флипчарта (или обычной доски) смотрится не только уныло, монотонно и даже депрессивно, но и мешает эффективному восприятию информации. Чередуйте строки разными цветами, чтобы они стали легко отличимыми друг от друга. Старайтесь использовать насыщенные цвета, а не кислотно-бледноватые маркеры. При этом не стоит брать всю палитру цветов, вызывая у несчастной аудитории приступы цветовой эпилепсии. Четыре цвета — оптимальное число.

Во-вторых, обязательно пишите разборчиво. Если почерк страдает от природы или вы работаете в районной поликлинике врачом, пишите печатными буквами. Писать быстро и разборчиво — дело практики, поэтому сначала лучше обратить внимание на качество, а не на скорость. Не мельчите — помните, что на флипчарт смотрят с большего расстояния, чем вы. Все написанное должно быть видно самому последнему ряду вашей аудитории. Наконец, обязательно озвучивайте и проговаривайте то, что вы пишете. Это удобно для самих слушателей, чтобы постоянно не бегать глазами от записей к флипчарту. Кроме того, помните, что не у всех 100%-ное орлиное зрение.

В-третьих, используйте рисунки, графики, символы, нарисованные таблицы — любые визуальные средства, которые помогут восприятию и запоминанию информации. К примеру, нам надо зафиксировать правила работы на семинаре (если публичное выступление — семинар). Не пишите «нельзя опаздывать» или «если договорились о перерыве на 15 минут, то, значит, перерыв — 15 минут», лучше нарисуйте символ, например часы или будильник, и проговорите это правило устно, аудитория так легче его запомнит. Не пишите «если есть вопрос, поднимите руку», лучше нарисуйте ученика с поднятой рукой. Правда, в этом случае стоит заранее проверить свои способности рисовальщика. Это, кстати, касается и других символов. Типичные примеры — знак «евро» в обратную сторону, «скрипичный ключ», похожий на червяка в агонии, и т. д.

В-четвертых, записывайте только тезисы и самые важные ключевые фразы. Помните, что на флипчарте необходимо записывать только самую главную «выжимку», основной скелет, важные факты, главное резюме. Конечно же, главный message тоже должен быть зафиксирован на флипчарте (и при этом еще и выделен).

Рекомендую взять с собой малярный скотч и, например, в перерыве повесить на стены листы флипчарта с вашими записями (если это, конечно, позволяет формат мероприятия). Все главные тезисы будут постоянно перед глазами аудитории — это очень удобно.

В-пятых, следите за своей позой. Флипчарт, конечно, удобная вещь, но все-таки опасная с той точки зрения, что приходится стоять спиной к аудитории. А это, как вы понимаете, неправильно. С опытом получается писать, стоя вполоборота к аудитории, справа или слева от флипчарта, при этом не загораживая своим корпусом записи. Но для этого понадобится сноровка и некоторая практика. Попробуйте так и вы. Важно минимализировать время отсутствия визуального контакта с аудиторией. Если уж вы пишете, отвернувшись от слушателей, хотя бы не говорите в флипчарт. Когда комментируете написанное, обязательно поворачивайте голову или корпус и поддерживайте контакт с аудиторией. Крайне важно отрываться от флипчарта. Зафиксировав несколько тезисов, повернитесь к аудитории, восстановите визуальный контакт, проконтролируйте степень внимания и вовлеченности в процесс. Если все хорошо — можете возвращаться к записи тезисов, не забывая проговаривать их вслух.

 ————-

Присылайте свои вопросы. Я буду рад ответить на них. Пишите мне на имейл nikita@nepryakhin.ru или заполните форму в разделе «Контакты».