Ситуация: карантин, пандемия, народ не понимает, что сейчас делать и чему верить. Новости меняются каждую секунду. Как применять критическое мышление? Без него можно либо сойти с ума, либо поддаться панике, либо начхать на всё и начать принимать иррациональные решения.Никита Непряхин ответил на вопросы слушателей в прямом эфире в рамках проекта «Альпина.Дома».
Есть люди, которые отрицают пандемию и говорят, что это оружие массового поражения американцев или дело рук масонов и тайного мирового правительства. Есть очень правдоподобные теории про то, что это попытка Китая обрушить мировые финансовые рынки, а потом скупить по дешёвке. И люди говорят: «Это всё полная чушь, это всё ерунда, я назло маме уши отморожу».
Наверняка вы слышали такое понятие, как КОГНИТИВНОЕ ИСКАЖЕНИЕ. Это ловушки мышления, которые мешают правильно мыслить, принимать решения и ориентироваться в бесконечном потоке информации. Этих ловушек мышления множество, их стали активно изучать с 1972 года, когда Даниел Канеман и Амос Тверски начали плотно проводить эксперименты.
Они открыли такой феномен, как ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ, когда мы вспоминаем не самые претенциозные, однако самые яркие вещи. Так вот, одним из самых ярких когнитивных искажений является ЭФФЕКТ ОБРАТНОГО РЕЗУЛЬТАТА. Если мы получаем информацию, которая противоречит нашим мыслям и убеждениям, происходит такой удивительный эффект в голове — это лишь усиливает нашу веру в абсолютно ложные заключения.
Очень просто пример — антипрививочники. Они говорят, что прививки — это заговор фармкомпаний, что нас хотят убить. И чем больше информации они получают о том, что прививки действительно помогают выжить и они необходимы, тем больше начинают верить в свою исходную позицию.
С ними нужно быть тактичнее, я всегда рекомендую простое правило: «Между словом «нет» и словом «да» всегда должно быть слово «возможно»». Не пытайтесь переубедить бабушку и сказать ей, что она полная дура, не то читает, не то смотрит, не ту позицию разделяет. Сначала заставьте людей сомневаться, сначала добейтесь от людей того, что: «Да, есть в этом определённая доля правды».
Ну и, конечно, знаменитая ТЕОРИЯ ЗАГОВОРОВ. Когда мозг не понимает сложные процессы, причины и следствия, или что-то не укладывается в привычную картину мира, он пытается найти самое простое объяснение. Как нашему мозгу понять, что раз, и в один момент всё мироздание, весь мир, вся система изменились? Гораздо проще сказать: «Это чей-то заговор».
Критическое мышление — умение ставить под сомнение абсолютно любую информацию, не верить всему на слово. Оно помогает проводить анализ и всё время задумываться: «Стоит ли этому верить? Как правильно это оценивать? Принимать ли это всерьёз или не принимать?». И конечно, когда мы говорим про критическое мышление, первое, что приходит в голову это fake news.
Есть три условия, при которых фейковая новость начинает работать эффективно:
Я анализировал самые популярные, самые цитируемые новости: не в России, а во всём мире. Прочитайте их и подумайте, о скольких вы, так или иначе, слышали:
По самым разным подсчётам, от 65 до 75% людей не могут отличить фейк от правды. Причём это удивительно, 75% — это американские данные, а вот, например, ВЦИОМ сказал, что 65% россиян признались в том, что они не могут отличить fake news от правдивых.
Когда вам в следующий раз будут говорить, что у тех, кто курит, меньше шансов заразиться коронавирусом, или два фужера красного вина усиливают иммунитет и повышают шанс в борьбе с коронавирусом, вы уже можете проанализировать это и сказать, фейк это или не фейк: