Конечно, главный вопрос — как можно противодействовать манипуляции?
Никита Непряхин: Есть целая школа в прикладной психологии, которая учит специальным техникам противодействия манипуляции. Например, созданию невидимой защиты вокруг себя. В частности, в те моменты, когда вы в разговоре чувствуете ущемление своих прав и хотите дистанцироваться от происходящего, вы можете нарисовать вокруг себя невидимый щит. Но я не психолог. Моё базовое юридическое образование дает мне одно весомое преимущество: я очень структурный, системный и рациональный человек, во многом даже скептик. И я не верю в то, что воображаемый щит поможет мне чувствовать себя комфортнее. Существуют другие, куда более действенные алгоритмы. Так, любая манипуляция является таковой только в том случае, если она скрытая. Я всегда привожу в пример одну цитату: «Если вами никто не манипулирует, то вы в руках профессионала».
Поэтому первый метод противодействия манипуляции — вскрыть ее и напрямую сказать человеку: «Сейчас ты пытаешься обвести меня вокруг пальца».
Второй способ — обнаружить цель, которая априори есть у каждой манипуляции, и поставить человека в тупик: «Чего ты пытаешься добиться, и зачем ты мне это говоришь?».
Третьим, самым действенным методом, является уклонение от манипулятивного сценария, то есть поведение, которое не соответствует ожиданиям манипулятора и противоречит всем законам логики и здравого смысла. Такой ход точно разобьет все его планы в пух и прах!
— Скажите, а есть методы манипулирования руководством, чтобы тебя повысили в должности?
— Не стоит манипулировать руководством, стоит конструктивно аргументировать свою позицию. По-моему мнению, в большинстве случаев руководитель намного компетентнее своих подчиненных, иначе бы он не занимал свою позицию. И играть на его чувствах очень опасно. Практика показывает, что это срабатывает лишь однажды. Ведь как поступают многие люди: говорят, что им предложили другую работу с более высокой зарплатой? Один раз начальник может пойти на уступку и повысить оклад сотрудника, но уже во второй раз, даже если это будет правдой, такой трюк не сработает и в 90% случаев повлечет за собой увольнение.
Еще одна крайность — жалобы в духе «цены выросли, жена пилит, просит в отпуск, не знаю, что делать!». Но согласитесь, эти вопросы и ваши личные проблемы не должны волновать руководителя. Поэтому забудьте про манипуляцию и пустите в ход аргументы, ориентированные на результат. Вы должны прийти к начальству и сказать: «Я увеличил прибыль компании на 40%, привел 10 новых клиентов и на 20% повысил результативность работы отдела». И, конечно, выбирайте правильный момент: когда компания находится на волне успеха, или в ней еще не сформирован фонд оплаты труда.
— А что вы скажете по поводу манипуляции девушек, которые говорят: «Если ты пойдешь на футбол (пойдешь тусоваться без меня с друзьями и т.п.), я не буду с тобой общаться»?
— Если девушка говорит парню: «Если ты пойдешь на футбол, я не буду с тобой общаться», — это обычный шантаж, к которому прибегают только недальновидные люди. Более компетентные в вопросах коммуникации девушки делают свою угрозу скрытой. Приведу пример. Жена каждый день капает мужу на мозги: «А Ванька-то купил Машке песцовую шубу». Она не говорит напрямую: «Срочно купи мне шубу, иначе ужина больше не получишь». Она формирует чувство вины и играет на его обостренном мужском самолюбии, чтобы он в итоге плюнул и «по собственному желанию» купил ей эту шубу. А она потом скажет ему как ни в чем не бывало: «Я же не просила тебя об этом». Я не называю такое поведение правильным и красивым, однако оно более продуманно по своей природе.
— Получается, мужчинами легко манипулировать?
— Это зависит от уровня критического мышления мужчины. Я бы не стал проводить параллели между полом и способностью к манипуляции. Это такой же стереотип, как рациональность мужчин и эмоциональность женщин — не имеет ничего общего с наукой и действует исключительно на форумах для домохозяек. В компании «Business Speech» мы проводили исследования на эту тему и никакой корреляции не увидели.
— На обложке вашей книги «Аргументируй это» написано: «Как убедить кого угодно и в чем угодно». Это маркетинговая уловка? Или действительно убедить можно любого человека?
— Не буду скрывать, любая обложка — это результат работы маркетингового отдела, а название — главный продающий элемент после оформления. Но если задаться вопросом, можно ли убедить кого угодно в чем угодно, или это все-таки утопия, я отвечу — нет ничего невозможного. Это вопрос средств, методов и имеющегося в запасе времени. Если мы берем инструмент аргументации, о котором я пишу практически во всех своих книгах, то она в данном случае не поможет. Ведь когда человек искренне во что-то верит, вряд ли он будет слушать даже здравые и логичные мысли, и любой аргумент, противоречащий его парадигме мышления, вызовет в нем блок. Но ведь кроме аргументов есть еще масса других способов воздействия на человека: внушение, манипуляция, нейролингвистическое программирование, риторические уловки и элементарный шантаж, угрозы и другие варварские методы. Взять ту же пропаганду: за короткий период в результате применения разных манипулятивных техник миллионы людей могут изменить свою картину мира на диаметрально противоположную. Дайте мне год, позвольте использовать любые методы, и я смогу убедить любого человека в том, что дважды два будет пять.
— Получается, вы и любую девушку сможете уговорить сходить с вами на свидание?
Шантаж в данном случае не стоит применять, поскольку он чреват проблемами с законом (смеется). Но есть такой метод, как «индоктринация», то есть многократное повторение одной и той же мысли. Ненароком многие молодые люди берут девушку напором, и она в итоге сдается. А еще можно схитрить и включить манипуляцию: узнать с кем она общается, и воздействовать на нее через друзей…
Ольга Шаблинская, АиФ.ru