— Никита, для многих слово «манипуляция» несет скорее негативный характер. Расскажите, что таится за этим важным понятием? Можно ли поставить «манипуляцию» в один ряд с «убеждением»?
— Манипуляция и убеждение — это абсолютно разные вещи, я бы даже сказал, антонимы. Убеждение — это конструктивное доказывание своей позиции в споре или переговорах с приведением обоснованных аргументов. А манипуляция — это всегда скрытое психологическое воздействие с целью заставить жертву сделать то, чего она делать вовсе не хочет. В манипуляции нет ничего конструктивного и корректного. Это всегда воздействие «исподтишка».
— Вы утверждаете, что умение противостоять манипуляциям может развернуть жизнь человека на 180 градусов. Что вы имеете в виду?
— Это значит, что навык противодействия и нейтрализации манипуляций и уловок превращает человека из жертвы в победителя. И это касается не только сложных бизнес-переговоров. Ведь с манипуляциями мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни: родственники, друзья, даже самые близкие люди. Просто не все осознают, что в данный момент они манипулируют. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда человек абсолютно искренне заявляет, что в манипулировании нет ничего плохо. Для многих это становится частью жизни и позволяет добиваться своих поставленных целей.
— Насколько важно бизнесмену, менеджеру, управленцу уметь правильно аргументировать свою позицию?
— Навык аргументации для любого руководителя — один из важнейших, наряду с мотивированием, контролем, постановкой задач, планированием. Менеджеру каждый день приходится доказывать, убеждать, объяснять. В России этому слишком мало уделяют внимания. «Я так сказал и точка!» — вот что мы часто слышим от руководителей. Это не просто не добавляет веры у подчиненных, это еще и сильно демотивирует. Я уже молчу про логику и критическое мышление. Аргументации можно и нужно научиться. Главное — было бы желание.
— Многие предприниматели уверены, что в основе успешного проекта лежит грамотный менеджмент, детально расписанный бизнес-план и квалифицированные кадры, персонал. Можно ли в этот перечень включить успешные коммуникативные навыки руководителя, проведение достойных презентаций и публичных выступлений?
— Во всем мире есть такие понятия умений и навыков, как soft skills и hard skills. Постановка задач, промежуточный и финальный контроль, технология обратной связи, делегирование полномочий — это все инструменты управления. Если хотите, кирпичики, из которых складывается общее здание под названием «успешный руководитель». Но фундамент такого здания — это коммуникативные способности. Без умения доносить свою мысль четко и грамотно, убедительно доказывать свою точку зрения, корректно аргументировать свою позицию в коммуникации с подчиненными без перехода на личности весь этот замок рушится. А про публичные выступления — отдельная тема. Я не знаю ни одного успешного лидера, который бы не умел выступать перед своей аудиторией. Все лидеры-ха-ризматики, будь то политика или бизнес, — это блестящие ораторы.
— Какую роль вы отводите в своих тренингах и книгах антикризисному менеджменту?
— Этой темой в своих книгах и тренингах я напрямую не занимаюсь. Но зато с недавних пор сталкиваюсь с этим в другой сфере. На федеральном российском телеканале «Домашний» не так давно стартовало шоу «Кризисный менеджер». Я был выбран ведущим нового проекта. По сути, это первое реалити-шоу, в котором семьи на грани финансового фиаско обращаются ко мне с просьбой о помощи. С каждой из них я работаю ровно месяц и наглядно показываю, как можно оптимизировать бюджет. Где-то я нахожу дыры в семейном кошельке, где-то я показываю, как можно сократить траты, где-то я учу правильно ставить цель. Но мне очень приятно, что через 30 дней мы видим реальный результат. Меняется жизнь людей, уходят скандалы и ссоры на финансовой почве, люди реально становятся счастливее. И это здорово!
— Поделитесь секретом, как в несколько шагов овладеть инициативой на переговорах и суметь убедить оппонента в своей правоте?
— Задача раскрыть такую сложную и объемную тему — очень амбициозная. Но если не вдаваться в подробности, то я могу выделить несколько главных советов.
Первое. Подробно объясняйте свои доводы. Очень часто я вижу, что люди рассуждают так: если это понятно и ясно мне, то должно быть ясно и моим оппонентам. Это не так. Разжевывайте свои аргументы, объясняйте и снабжайте конкретикой: подтверждениями, цифрами, фактами.
Второе. Воздействуйте не только на рацио, но и на эмоцио. К сожалению, в бизнесе чаще всего используются рациональные аргументы, апелляция к логике, здравому смыслу, причинно-следственной связи. Это здорово, но не стоит забывать, что у нас два полушария. И даже если я очень-очень серьезный бизнесмен, это не означает, что эмоциональное полушарие у меня в виде гнилого орешка. Главное преимущество — в балансе и того, и другого.
Третье. Апеллируйте к понятным и актуальным ценностям вашего собеседника. Надо всегда понимать, что важно для вашего визави. И даже если он собственник бизнеса, в его картине мира может быть не только стабильность бизнеса, но и принципы справедливости, морали и нравственности.
Четвертое. Структурированно доносите свои доводы. Не превращайте речь в кашу-малашу. Четко сформулируйте свои аргументы, пронумеруйте их в своей речи, резюмируйте каждый свой довод.
Ну, и пятое. Всегда выбирайте подходящую тактику убеждения. Может быть, где-то стоит заранее предвосхитить контраргументы оппонента и первым их разбить. А, может быть, где-то наоборот стоит согласиться с некоторыми возражениями, тем самым добавив объективности своей позиции. Но главное — никогда не пытайтесь убедить человека разом, наскоком, давлением. Помните, что высший пилотаж — убедить человека так, чтобы у него было ощущение, что он сам принял подобное решение.
— Расскажите, а как вы овладели всеми теми знаниями, которыми сегодня делитесь с окружающими?
— Все текущие тренинги — это авторские разработки. Но так было не всегда. По началу это был анализ лучшего опыта из всего того, что есть в современной литературе, психологии, бизнес-практике. Но когда ты занимаешься этой темой более 10 лет, каждый день проводишь обучение, собираешь бизнес-кейсы тысяч людей, когда у тебя за плечами больше тысячи тренингов и мастер-классов, опыт работы с сотнями компаний — не мудрено, что появляется свой взгляд на эту тему, свои методы и технологии. Что-то лежало на поверхности, просто я это эффектно оформил, что-то набивалось шишками, методом проб и ошибок, что-то подсказывала жизнь. Но я горд, что мне удалось такую сложную тему, как убеждение и аргументация, систематизировать в простые, логичные и, главное, рабочие алгоритмы и инструменты.
Иван Донис
Журнал «Индустриальный Кыргызстан»
— Апрель 2015