Журнал «Антенна-Телесемь»
Сейчас кризис, все работают за троих, а получают как за одного. Как же себе выбить повышение?
Планирование разговора с начальником про повышение зарплаты для многих людей – настоящий ужас. А на самом деле ничего страшного и тем более унизительного в этом нет. Это абсолютно нормальные деловые переговоры между работодателем и подчиненным. Главное – к этому правильно подготовится. Шаг первый – подготовьте правильные аргументы и доводы. Работодателя не интересуют ваши проблемы, поэтому аргументировать повышение зарплаты вашими постоянными задержками после работы, новым кредитом и постоянной усталостью не стоит. Любого работодателя интересует не процесс, а результат. Аргументы должны содержать примеры ваших успехов, достижений, результатов по выполненным проектам. Любого начальника интересует сколько вы сделали для компании, какую прибыль принесли. Проще говоря, аргументы должны быть конкретными и подчеркивать ваши результаты.
Какие, например, аргументы можно использовать?
Аргументы должны быть максимально конкретными, содержащие цифры, факты, подтверждения ваших достижений. Например: «Иван Иванович, по результатам прошлого года мой процент выполнения задач был 112%, то есть я усердно и целенаправленно перевыполнял планы. Причем задачи, как вы сами знаете, у нас были амбициозные. Мы успешно запустили три новых проекта, перевыполнили план продаж и заключили больше 50 глобальных контрактов. Все эти задачи были в том числе и в моей компетенции. И те предложения, которые я инициировал, помогли достичь такого важного для компании результата, и мы по результатам прошлого года заработали на 20% больше, чем за предыдущий период. Поэтому я полагаю, что могу рассчитывать на повышение заработной платы».
Можно апеллировать и к вашему функционалу, который сложно измерить цифрами. Например: «Иван Иванович, в связи с кризисом штат нашего отдела был значительно сокращен по разным причинам, и сейчас я выполняю двойной функционал. Я контролирую не только свой блок работы, но и веду кадровую работу в своем отделе. Это действительно занимает много времени. Вы сами прекрасно знаете, что я ухожу из офиса самым последним. Но не потому что мне дома делать нечего, а потому что закончив свой блок работы, я приступаю к следующему. Нет, ни в коем случае, я не хочу сказать, что меня кто-то заставлял. Это было мое самостоятельное решение. Но как вы сами говорили на прошлом собрании, толковые инициативы в нашей компании поощряются. Это абсолютно справедливые слова. Именно поэтому я рассчитываю на увеличение зарплаты».
С чего стоит начать разговор? Понятно, что все хотят получать больше денег. Как склонить начальника, чтобы он повысил именно тебя?
Если есть какая-то проблема, или вы знаете, что может быть встречное возражение, лучший вариант – это возражение предвосхитить. Не вам это скажут, а скажете первым вы. Например: «Я прекрасно понимаю, что с темой, с которой пришел я, к вам обращаются десятки сотрудников и не по одному разу в день. Я хочу обсудить возможность индексации моей заработной платы. Вы, наверное, устали уже выслушивать сотрудников с их мольбами и просьбами. Но я пришел к вам с конкретными доводами, потому что я считаю, что могу рассчитывать на больший заработок».
Есть ли какие-то удачные и неудачные периоды для того, чтобы просить повышения?
Конечно, есть. Очень важно правильно подобрать время разговора. Лучше всего – когда вы добились успеха, удачно сдали проект, подписали важный контракт. Просить надо на волне успеха. Кроме того, начинать надо разговор до момента подписания в компании фонда оплаты труда. Потому что когда ФОТ подписан руководитель уже ничего сделать не может.
Стоит ли пространно просить о прибавке или нужно называть конкретную сумму?
Если вы знаете, что компания имеет определенные финансовые возможности, если вы знаете о конкретных случаях повышения зарплаты отдельным сотрудникам, конечно, называйте конкретную сумму. Правда, для этого вы должны хорошенько помониторить рынок, знать ситуацию в своей сфере. Важно не перегнуть палку.
Чего делать точно не стоит?
Я думаю, шантажировать. Мол, если не дадите, то уйду. Руководители и собственники бизнеса этого очень не любят. Если вы действительно ценный сотрудник сработать это может только один раз, но доверие к вам сильно подорвется.
Если тебе отказали, как поступить, как и когда вернуться к вопросу снова?
Даже если вы получили отказ, важно не просто уйти с опущенной головой, а получить конкретные ответы – что вы должны сделать, чтобы рассчитывать на повышение. Не просто работать лучше, а приносить компании конкретные цифры прибыли. Не просто «потом» можно рассчитывать на повышение, а «когда» точно. Важно даже отрицательный ответ перевести в дальнейшие договоренности – чтобы подойти с подобным разговором в следующий раз.