Страх публичных выступлений входит в топ-10 самых распространенных фобий человечества. Оно и
понятно: вы один против огромной аудитории. Страшно забыть речь и «сесть в лужу». Люди хотят
преодолеть фобию. Перед этим нужно разобраться в ее причинах.
В тематической литературе можно встретить разные точки зрения на природу страха перед выступлением:
одни заявляют, что это абсолютная норма и естественная реакция организма, другие убеждают в полной
иррациональности этого явления. Для того чтобы предложить эффективное решение проблемы, нужно этот
страх конкретизировать — узнать: а что именно так пугает оратора? Для этого на протяжении нескольких
лет мы в Business Speech Science Research проводили исследование, предлагая участникам тренингов
составить список «самых страшных страхов», связанных с публичной речью. Любопытно, но каждый раз в
этот список попадали примерно одни и те же варианты, которые можно условно разделить на четыре
группы.
Например: «Слушатели будут сидеть с каменными лицами» или «Слушатели будут постоянно отвлекаться
(например, сидеть в телефоне)».
Например: «Я не смогу донести основную идею», «Я буду выглядеть глупо», «Забуду сказать что-то
важное».
Например: «Во время выступления выйдет из строя оборудование» или «У меня будет тремор,
головокружение, дрожь в голосе».
Например: «Моя самооценка упадет из-за неудачного выступления» или «Будут негативные комментарии».
Исследование также позволило выявить лидеров среди страхов, связанных с выступлением на публике. Вот
они, четыре «самых-самых страшных страха» спикера.
Напрашивается интересный вывод — три из четырех самых сильных страхов связаны с потребностью в
социальном одобрении. Это вполне естественно, поскольку мы — социальные существа и для нас крайне
важно (а иногда просто жизненно необходимо) принятие социума. Поэтому большинство из нас боится
быть отвергнутым аудиторией. Именно это вызывает максимальный дискомфорт во время выступления.
Если мы больше всего боимся вызвать неодобрение и раздражение у аудитории, логично было бы выяснить,
что раздражает слушателей больше всего, и не допускать этого в своих выступлениях. Здесь нам на помощь
приходит еще одно наше исследование. В рамках него мы узнали, какие факторы раздражают людей в зале
больше всего с точки зрения формы и содержания.
Учитывая эти данные, можно подготовить свое выступление так, чтобы вызывать одобрение аудитории
вместо раздражения. Это позволит нивелировать риски, связанные с распространенными страхами оратора.
Необходимо держать в фокусе внимания интересы аудитории и сосредоточиться на качественной
подготовке содержания и репетиции формы выступления.
Что поможет качественно подготовиться и повысить вероятность позитивной реакции аудитории, а значит,
убрать причину большинства «самых страшных страхов»? Вот семь простых, но полезных советов.
1. Заранее проанализируйте аудиторию — ее состав, уровень знаний и заинтересованности, ценности
и культурные особенности, потребности и мотивацию. Тогда вы сможете спрогнозировать реакцию слушателей на ваше выступление и, самое главное, подготовить грамотную речь как с точки зрения содержания, так и с точки зрения самой формы. Понимание того, перед какой аудиторией будет выступление, дает ответы на многие вопросы и поможет подготовить речь, которая попадет в точку.
2. Заранее изучите регламент — при каких обстоятельствах будет проходить выступление, каково
техническое оснащение и особенности площадки, насколько обеспечен комфорт слушателя. Обычно этому аспекту подготовки уделяют мало внимания, и зачастую выступление происходит не так, как планировал оратор.
3. Сформулируйте главную мысль выступления и подумайте, как ее можно выделить при помощи
повторения, лексического или интонационного выделения. Иллюстрируйте каждую мысль. Для этого продумайте и добавьте в речь достаточное количество примеров, фактов, цифр и историй, релевантных для аудитории.
4. Пропишите заранее структуру речи и придерживайтесь ее во время выступления. Кстати, античные ораторы прибегали к различным способам подачи материала и использовали, например:
5. Добавьте интерактив. Помните, что лучше всего слушатели запоминают не то, что услышали и увидели, а что делали. Задавайте вопросы, вовлекайте в дискуссию, предлагайте высказаться или делиться мнением, организуйте
голосования. Важно, чтобы аудитория была полностью вовлечена в процесс, а не была пассивной стороной.
7. Отрепетируйте предстоящее выступление (сначала содержание, затем форму). Перед зеркалом, друзьями, перед самим собой. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом. Как вариант, запишите свое выступление на какой-либо носитель. Прослушайте себя, отметьте, какие ошибки и недочеты есть в вашей речи. Оцените темп (средняя скорость речи — 120 слов в минуту, это оптимальная скорость для понимания аудиторией). И не пренебрегайте репетицией на месте. Все это позволит, с одной стороны, существенно понизить уровень неопределенности, а с другой — повысить уровень вашей подготовки и уровень удовлетворенности и интереса со стороны аудитории.
И да, не нужно бояться — нужно качественно готовиться к предстоящему выступлению. А волнение пусть станет вашим союзником!
Об исследовании:
Исследование проведено лабораторией социальных коммуникаций Business Speech Science Research в
феврале—ноябре 2020 года среди 340 человек — сотрудников отечественных и международных компаний:
45% мужчин, 55% женщин; возраст от 25 до 50 лет.
Источник: РБК PRO