Ох и ошарашила нас эта новость. Я даже подумал, это что же я теперь без работы останусь? А я ведь уже 20 лет исследую и преподаю тему аргументации и убеждения, 10 книг написал и, более того, 16 лет веду дебат-клуб в очном формате.
О чем новость?
Генеративный искусственный интеллект GPT-4 в 64% случаев оказался убедительнее людей в социально-политических дебатах. Об этом говорится в новом исследовании (2025) ученых из Швейцарии, проведенном с участием 900 человек из США.
Что нужно знать об исследовании?
◾️ Оппонентами на дебатах были люди и GPT-4.
◾️ Дискуссии проходили на специальной веб-платформе для текстовых дебатов в реальном времени.
◾️ Каждая сессия состояла из 4-х этапов: вступление, аргументация, опровержение, заключение.
◾️ Каждые дебаты длились по 10 мин. Участники обменивались сообщениями в формате «вопрос-ответ».
◾️ Участникам дали 30 социо-политических вопросов, разделенных на 3 группы по степени поляризации мнений.
◾️ Некоторым участникам предоставлялись персональные данные об оппоненте, другим — нет (пол, возраст, образование, политические взгляды и т. д.).
◾️ Участники дебатировали письменно, а не устно. Это важно, потому что письменный формат:
— снижает влияние невербальной коммуникации;
— дает больше времени на обдумывание ответов;
— делает условия более равными для сравнения человека и ИИ.
Основные результаты
◾️ В 64,4% случаев GPT-4, имеющий доступ к персональным данным оппонента, был более убедителен, чем человек.
◾️ Убедительность GPT-4 без доступа к персональным данным была сопоставима с человеческой.
◾️ Человеческие оппоненты, имеющие доступ к персональной информации, не показали значительного увеличения убедительности.
Какие же выводы мы можем сделать из этого исследования?
Во-первых, надо признать, что искусственный интеллект GPT-4 лучше справляется с персонализацией аргументов. Он лучше подбирает релевантные доводы, примеры, кейсы, подтверждения, иллюстрации. Но в этом нет ничего страшного. Этому можно и нужно учиться. Это наша с вами зона для развития. Я всегда говорил, говорю и буду говорить, что самый главный принцип убеждения — говорить на языке ценностей, близких аудитории и собеседнику.
Во-вторых, нужно обратить внимание на то, как проводился эксперимент. Дебаты шли в письменном виде. Это говорит только о том, что у нас с вами есть главное преимущество — живое человеческое общение, где мы можем повлиять на аудиторию или на собеседника через навыки ораторского искусства, невербальные компоненты и, в конце концов, через харизму.
Поэтому, друзья, не паникуем, все нормально.