Несколько лет назад во время работы над «Анатомией заблуждений» я искал тихое, спокойное и непопулярное местечко с солнцем и морем, чтобы погрузиться в работу над книгой, и меня никто бы не отвлекал. Я почитал специализированные сайты, и выбор пал на остров Бусуанга — место, очень непопулярное у туристов. Но уже на следующий день в Москве один из знакомых в разговоре упомянул этот остров. В тот же день я увидел пост во френдленте одного из друзей с рассказом о Бусуанге. Апогеем стал сюжет по ТВ, в котором фигурировало это название. О нет! Неужели это место мегапопулярное? У меня началась паника! Наверняка там тысячи туристов! Не будет мне там никакого спокойствия — надо срочно менять направление и сдавать билеты. Тем не менее билеты я не поменял. И там действительно было спокойно. Дело в том, что я попал в когнитивную ловушку — «феномен Баадера–Майнхоф».
В 1986г газета, издававшаяся в Сент-Поле (США), опубликовала историю одного читателя. Он рассказывал, что в течение одного дня несколько раз услышал о неизвестной ему ранее «банде Баадера–Майнхоф» и это его сильно заботит. Позже редакция газеты стала получать большое количество сообщений от других читателей, которые рассказывали, что, к их удивлению, тоже последнее время часто встречали это название и это их пугает. Вот почему это когнитивное искажение получило такое странное название — «феномен Баадера–Майнхоф».
Человек, узнавший о каком-то новом или интересном ему явлении, понятии или событии, начинает, как ему кажется, повсюду натыкаться на упоминания о нем. Настоящий тренд! На самом деле просто наш мозг начинает акцентировать на этом внимание и замечать любые упоминания этой информации. Каждое следующее упоминание еще больше закрепляет уверенность в том, что это «новое» везде и повсюду, буквально преследует нас. Именно поэтому второе название искажения — «иллюзия частотности».
Профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики связал этот феномен с другим когнитивным искажением — склонностью к подтверждению своей точки зрения. Селективное внимание позволяет сознанию выборочно сосредотачиваться на приоритетной для нас информации, которая имеет наибольшую релевантность в конкретной ситуации. При этом мы предвзято относимся к оценке повторяемости этой новой информации, что в результате и создает анализируемый когнитивный эффект.
Поэтому, если мы узнали о какой-то новой информации и начинаем замечать ее повсюду, это не означает, что объективно увеличилось число упоминаний; это не означает, что все только об этом и говорят; это не означает, что возрос общий интерес к этой информации. Просто мозг создает такую иллюзию.
Феномен Баадера–Майнхоф легко проиллюстрировать на простом примере, который наверняка будет многим знаком. Если вы решили купить новую машину и определились с конкретной моделью, вдруг неожиданно на дорогах вы начинаете везде замечать этот автомобиль — причем именно ту же модель и даже того же самого цвета, который вы выбрали.
«Удивительно! Неужели все вдруг решили купить этот автомобиль? Ведь раньше такого не было!» — удивляетесь вы.
На самом деле эти машины были всегда, просто ваш мозг, фильтруя информацию, их не замечал.