«Приклеивание ярлыков», или стигматизация — одна из самых древних манипуляций в истории человечества. Она состоит в необоснованном приписывании жертве каких-либо свойств, как вы понимаете, негативного характера. Эти предвзятые, преувеличенные, бездоказательные, нелестные, ярко окрашенные «ярлыки» накрепко приклеиваются к жертве подобно клейму: вор, враг, стукач, алкоголик, предатель, трус, взяточник, проститутка и так далее.
Навешивание ярлыков — обычное социальное свойство человека, связанное с защитными механизмами нашей психики. С детства мы, сами того не подозревая, приклеиваем ярлыки людям: даем обидные клички товарищам во дворе, разделяем одноклассников на ботанов, хулиганов и просто белых ворон.
У ярлыков на самом деле есть своя функция — они помогают нам экономить время, позволяя быстрее формировать суждения и выводы о людях, и даже в некотором роде снимают с нас ответственность за формирование отношения. Недаром Уильям Сомерсет Моэм сказал: «Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать».
Но я сейчас хочу поговорить не о психосоциальном свойстве, а о сознательной манипуляции. Ведь агрессор прекрасно понимает, что ярлык привязывается и может сопровождать человека всю дальнейшую жизнь, влияя на его дальнейшую социальную функцию. Ведь начинает работать элемент внушения. Навешенный ярлык заранее программирует других людей на предвзятое и предубежденное отношение к жертве манипуляции. При этом ярлыки могут быть приклеены не только к человеку, но и к любому действию, процессу, явлению:
— Только дураки будут голосовать за этого кандидата! Он же ворюга!
— Ваши тщетные надежды не оправдаются…
— Все жду, когда вы прекратите строить пустые иллюзии…
— Чего вы хотите добиться своим нытьем?
— Я с предателями не общаюсь!
— То, что сделали вы, даже враг из самых дурных побуждений сделать не может!
— Ваш откровенно слабый проект не стоит таких денег!
В 1939 г. в Айовском университете в США был проведен эксперимент по исследованию влияния ярлыков и оценочных суждений на детей, в частности в области речевого развития. Позже этот эксперимент стал носить имя «чудовищный» (Monster Study).
Ученый Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор выбрали 22 абсолютно здоровых детей-сирот из приюта в Дэвенпорте. Они разделили их на две группы: контрольную и экспериментальную. Одну группу экспериментаторы всячески поощряли за правильность и чистоту речи. В другой группе речь детей всячески язвительно высмеивалась, жестко критиковались любые ошибки, недостатки и оговорки. «Вы жалкие заики!» — говорила детям Мэри Тюдор.
В результате эксперимента у многих детей, которые оказались во второй группе и никогда не испытывали проблем с речью, началось развиваться заикание, которое сохранилось на протяжении всей жизни. Их речь стала неуверенной, они стали застенчивыми, менее охотно говорили и вступали в контакт. После эксперимента Мэри Тюдор несколько раз возвращалась в приют с попытками восстановить речь детей, но все было тщетно.
Эксперимент долго скрывали от общественности, чтобы не испортить репутацию Уэнделла Джонсона. Подобные эксперименты проводились и в нацистской Германии над заключенными концлагерей. И только в 2001 г. Айовский университет принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе эксперимента, а в 2007 г. по требованию генерального прокурора штата шесть жертв эксперимента получили компенсацию в размере $925 000.
Людям свойственно быть последовательными, и очень часто они, сами того не понимая, начинают оправдывать навешанные ярлыки и негативные ожидания. Если человека постоянно называть свиньей, он и станет «свиньей»…
Для нейтрализации ярлыков я предлагаю два метода: рациональный и эмоциональный.
Вариант 1. Иногда для вскрытия данной манипуляции достаточно произнести любую фразу, смысл которой: «Не надо навешивать ярлыки».
— И это нам говорит человек, который предал интересы компании?
— Давайте не будем кидаться такими громкими и безапелляционными словами. Ярлыки навешивать не нужно. Если у вас есть претензия, будьте добры, конструктивно и аргументированно объясните свою позицию.
Заметьте, в данном примере жертва не оправдывается, ведь именно этого и ждет манипулятор. Это будет активная реакция, в то время как агрессор ждет пассивной позиции: безропотного принятия ярлыка. Вместо этого нужно вскрыть манипуляцию и перевести беседу в конструктивное русло, перенеся бремя доказательства на оппонента.
Вариант 2. В рамках противодействия можно идти и эмоциональным путем. Чтобы обесценить ярлык, нивелировать весь негатив клейма, можно довести его до абсурда:
— Я даже не знаю, как трактовать ваши поступки. Вы ведете себя просто как враг компании!
— Боже, вы меня раскусили! Более того, вы сейчас удивитесь, я еще и враг родины! И вообще я тайный агент. Меня спонсирует тайное правительство. А поклоняюсь я Сатане! Я бы на вашем месте был аккуратнее с этим…
А в завершение хочу рассказать о любимой загадке Авраама Линкольна. Он любил спрашивать: «Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?» Обычно слушатели ему отвечали, что пять. Логично же. Тогда Линкольн отвечал: «Нет! Их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — еще не лапа».
Как точно и метко.