4 ноября 2015
Страх перед публичным выступлением: новый взгляд на старую проблему

Сколько уже написано про страх перед публичным выступлением. Сотни книг и тысячи статей. Нового сложно придумать. Но можно, если смотреть на эту проблему с непривычных позиций. Например, с точки зрения социальной психологии.

Обратимся с известному социально-психологическому эксперименту Нормана Трипплета, проведенному в конце XIX  века. Именно этот эксперимент и положил основу социально-психологической науке. Итак, однажды, прогуливаясь в парке, он обратил внимание, что велосипедисты едут быстрее, когда вокруг было много людей; и намного медленнее, когда в парке было безлюдно. Может быть, окружающие как-то влияют на поведение человека и его активность? И он провел эксперимент, в ходе которого предлагал испытуемым наматывать леску на катушку спиннинга. В одной группе это предлагалось сделать абсолютно в пустой комнате, а в другой – в комнате, наполненной незнакомыми людьми. Оказалось, что в коллективе катушка крутилась намного быстрее и лучше.

Однако это еще не все. Многие другие психологи повторяли эксперименты, где предлагали испытуемым делать другие действия: то одежду надевать, то слова запоминать, то бегать, то математические задачи решать. И везде результаты отличались и даже противоречили друг другу.

Разгадку нашел Роберт Зайонц несколькими десятилетиями позже. Оказалось, что нахождение среди людей вызывают у человека возбуждение и положительно сказывается на выполнение задач простого свойства, например, повторить слова или решить простое предложение. А вот там, где задачи носили сложный или творческий характер, то наличие людского окружения заметно ухудшали результаты, вызывая волнение и смущение у испытуемых.

Вывод прост и гениален: чем проще и привычнее задача, тем позитивнее будет сказываться наличие толпы, аудитории, зрителей, наблюдателей на действия отдельно взятого человека. Это и частично подтверждает известный спортивный феномен: домашние матчи по статистике более результативны для команды, чем выездные соревнования.

Итак, кто будет волноваться больше, выступая на большую или малую аудиторию: тот, кто импровизирует или тот, кто произносит заранее подготовленную речь? Ответ очевиден.

Какой подход к публичным выступлениям и презентациям будет более эффективным – хаотичный с массой советов и вариантов действий или четкий, алгоритмичный? Ответ очевиден. Чем проще действия в рамках публичной речи, тем меньше волнения. Чем больше понимания структуры выступления, тем увереннее форма.

И пока многие мои коллеги по цеху за глаза ругали меня за тренинг «Как Сократ», где я разложил все публичное выступление по полочкам и прописал четкие алгоритмы действия по основным направлениям (и форма, и содержание, и аргументация, и композиционные элементы, и визуальный контакт, и невербальное поведение), мои участники выходили и выступали. Выступали и достигали успеха. Продавали, убеждали, влияли, располагали, воздействовали. Я не хочу считать уверенное публичное выступление только лишь искусством. Этот навык может быть четкой и продуманной системой. И чем проще она будет, тем лучше и уверенней будут выступления. И никакого страха, волнения, тремора, тревоги…