Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «презентация»? Наверняка вы дадите ответы, так или иначе связанные с визуализацией: слайды, экран, проектор, PowerPoint, анимация, схемы, диаграммы.
К сожалению, сегодня понятие «презентация» прочно скреплено с понятием «слайды». А презентация — это все-таки публичное представление товара, услуги, проекта, идеи.
Презентация со слайдами — это очень здорово. Но никогда не забывайте о том, что у красочного слайда в вашей презентации есть опасная обратная сторона. Слайды никогда не должны становиться основной доминантой вашего выступления. Презентация не должна иметь главной целью показ ярких слайдов. Помните, что слайды — это лишь визуализация, сопровождение, определенное добавление к вашему яркому публичному выступлению.
До сих пор в некоторых компаниях я наблюдаю очень страшную картину: презентация становится не красочным представлением, а демонстрацией слайдов, где докладчик или оратор является только читателем текстовой части.
Оратор включает проектор, затемняет освещение. Все зрители внимательно смотрят на экран. Докладчик зачитывает текст на слайде или, в лучшем случае, комментирует написанное или нарисованное. Чаще всего он стоит в сторонке, где-нибудь в затемненном уголке.
Все внимание — на экран. Что происходит в результате? Теряется контакт в зале, диалогичность презентации пропадает напрочь, степень доверия к происходящему у зрителей теряется, процесс становится механизированным. Все подчинено заранее созданной структуре презентации.
Шаг вправо, шаг влево — расстрел! Отступление от заданного плана? Возможный вопрос из аудитории? Импровизация? В большинстве случаев презентация лишает всего этого.
Главный совет, который я хочу дать при подготовке презентации и слайдов, звучит довольно непривычно. Готовьте презентацию так, чтобы, если сломается проектор, порвется шнур или отключат электричество, вы смогли без смысловой потери донести основной смысл вашей речи. Я несколько раз был свидетелем абсолютно позорных случаев: по тем или иным причинам компьютерная презентация перестала работать, и беспомощный оратор не мог продолжить свое выступление. «Хорошее» впечатление об ораторе, о продукте, который он презентует, и компании, которую он представляет. Без слайдов — как без рук.