На этот вопрос ответил психолог, исследователь методов обучения Бенджамин Блум. Он разработал систему постановки учебных целей, которые классифицированы по уровням от простого к сложному (так называемая таксономия Блума).
Согласно его идее обучение — это последовательный процесс, состоящий из шести когнитивных уровней, где каждый последующий опирается на предыдущий.
Разумеется, у вас нет задачи освоить каждый навык до шестого уровня, на котором должны быть ваши ключевые, профессиональные навыки. А вспомогательные могут быть на уровне третьем или четвертом. Ну а если говорить о хобби, иногда достаточно и первого‐второго.
Подумайте о том, какие навыки составляют ядро вашего профессионализма. А какие вспомогательные, бытовые? А хобби? Распределите их в зависимости от уровня владения ими. Так вы можете понять свои зоны развития. Оцените актуальный и желаемый уровень. Получится две цифры: как навык развит сеичас и, если вы хотите его развить, какова цель.
Статья написана Никитой Неряхиным на основе его книги в соавторстве с Дмитрием Скворцовым «Надо думать! Тренажер мышления», издательство «Альпина Паблишер».