Вспомните травмирующие психику выступления лекторов, смотрящих то в записи, то в пол, то в потолок во время выступления. Такие речи невозможно слушать! В первую очередь за счет отсутствия зрительного контакта, с помощью которого обычно происходит налаживание контакта с публикой. Но куда смотреть? На кого? Как долго? Вот 10 основных правил.
Перед тем, как начать, сделайте паузу и охватите взглядом всю аудиторию, чтобы установить визуальный контакт с каждым слушателем, наладить эмоциональный контакт и создать незримую связь на все время выступления.
Если обделите вниманием часть аудитории, она начнет скучать и отвлекаться. Возникнут шуршания, перешептывание, кашель, смешки. Волна шума может стихийно распространиться по всей аудитории. Поэтому равномерно распределяйте свое внимание. Чтобы охватить всех, займите положение в центре. Угол охвата аудитории должен быть 90° (как если бы вы вытянули руки по оба фланга аудитории). Если же подходить к публике слишком близко, то угол охвата будет уже 180°, что усложняет процесс поддержания визуального контакта. При угле охвата меньше 90° вы будете слишком далеко от аудитории.
Если вы потеряли контроль над частью зала, то просто сделайте паузу и наградите аудиторию своим доброжелательным взглядом. Только не используйте для этого взгляд руководительницы 5 «А» класса Марьиванны.
Если в зале, скажем, 500 человек, делите всю аудиторию на сектора и охватывайте взглядом не каждого отдельного человека, а целый сектор. Можно делить аудиторию на квадранты. Так каждому зрителю будет казаться, что вы смотрите именно на него. Но! Не смотрите по очереди на сектора! Это выглядит неестественно и механизированно. Взгляд становится на 100% предсказуемым. Зритель знает, что через 10 сек ваш взгляд дойдет до него, а потом будет 35 сек свободного времени. А вот неожиданный взгляд заставляет зрителя держаться в тонусе и сохранять концентрацию внимания, добавляет драматизма и энергетики.
Участники тренингов хотят знать, сколько взгляд должен задерживаться на слушателе. В среднем 2,5 сек, но я бы не зацикливался на времени. Как понять, что визуальный контакт удался? Когда есть эффект. Что считать эффектом? Реакцию слушателя: улыбку, кивок головы, изменение мимики, поддерживающий жест, задумчивое выражение. Есть реакция — визуальный контакт удался. Переходите к следующему слушателю или сектору. Для кого-то надо полсекунды, а для кого-то — и 5–6 сек.
Помните, что оратор — все-таки не Кашпировский. Не испепеляйте взглядом бедных слушателей. Переводите взгляд с аудитории на флипчарт, с флипчарта на публику, с публики на слайды презентации, потом опять на слушателей. Добавляйте динамики во взгляде. Вкупе с живой жестикуляцией и четкой артикуляцией вы добиваетесь максимальной энергетики в вашей речи.
Если вы поймали доброжелательный взгляд или улыбку слушателя, не игнорируйте, улыбнитесь в ответ.
Некоторые ораторы лишь имитируют прямой взгляд глаза в глаза, а на самом деле формально проскальзывают взглядом вдоль незримой линии. Аудитория чувствует это, и в результате уровень доверия снижается. И не смотрите поверх аудитории.
Чтобы видеть и боковые, и последние ряды, двигайте не только головой, но и корпусом, передвигайтесь по аудитории.
Один из способов преодоления страха перед выступлениями — установление визуального контакта со слушателями, испытывающими к вам симпатию. Но не переборщите. Иначе вы потеряете контроль над остальной частью аудитории, а «фавориты» могут испытывать замешательство.
На основе книги Н.Непряхина «Как выступать публично: 50 вопросов и ответов», издательство «Альпина Паблишер».