В классической риторике подготовка публичного выступления подчинена четким законам и проходит 4️⃣ стадии.
Сбор и анализ материала, необходимого для выступления.
Подбор материалов для речи оратора — это тот базис, который позволит хорошо и тщательно подготовиться и сделать сообщение действительно информативным, увлекательным и интересным.
Стоит предупредить: обращайте внимание на правдивость информации, которую вы используете. Чтобы речь получилась содержательной, работайте с несколькими источниками, анализируйте все точки зрения по данному вопросу, узнавайте статистику, мнения авторитетных людей в этой области. Ссылайтесь на собственные знания, опыт и результаты исследований — примеры из жизни всегда нагляднее.
Анализ собранного материала должен привести вас к формулировке собственного мнения, позиции по данному вопросу.
Разработка структуры и плана выступления.
Важно соблюдать порядок и причинно-следственные связи блоков речи. Существует ряд методов композиционного решения и подачи материала ⬇️
➖индуктивный метод (от частного к общему)
➖дедуктивный (от общего к частному)
➖метод аналогии (сопоставление различных явлений, событий, фактов)
➖исторический метод (изложение материала в хронологической последовательности)
➖концентрический метод (расположение материала вокруг самой главной и яркой проблемы)
и др.
Выбор стиля изложения, окончательное редактирование текста.
Невербальное оформление написанного (расстановка интонационных акцентов), запоминание и репетиция речи.
Запоминание — одна из самых сложных частей подготовки к публичному выступлению. Для любого оратора важно, чтобы речь он помнил настолько хорошо, чтобы при произнесении мог рассказать все, что хотел, не заглядывая в текст. Ведь даже у профессионального оратора случаются речевые ошибки, неточные формулировки, отступления от темы и даже потеря информационных блоков, которые он намеревался донести до аудитории.
«А как же импровизация?» — часто спрашивают на тренингах. Лучший экспромт — это тот, который заранее подготовлен.
Однажды великий оратор Уинстон Черчилль стал жертвой зубрежки. Поначалу он записывал и заучивал свои речи. Но был случай, когда, выступая с заученной речью перед британским парламентом, он сбился, пытался вспомнить, с чего начинается следующее предложение, но не смог это сделать. Черчилль выступление так и не закончил. С тех пор он никогда не запоминал дословно свои речи.