«Здравствуйте, Никита!
У меня к Вам вопрос, а точнее просьба дать рекомендации. <…> Я часто провожу презентации и продуктовые тренинги для торговых представителей наших партнеров. Вроде бы все делаю правильно, но в какой-то момент аудитория отвлекается, начинает что-то обсуждать и меня уже не слушает. <…> Меня это сильно отвлекает, и я начинаю теряться. Можно ли дать какие-то простые, но действенные советы?
Заранее благодарен. Жду ответа.
С уважением, Павел Азаров»
Ответ:
Смех на задних рядах, гул в зале, постоянные шушуканья и перешептывания, кашель и чихание, храп на галерке, чтение журналов — аудитория явно начала отвлекаться. Что делать оратору в такой ситуации? Как бороться с шумом в зале? Такие вопросы задают не только начинающие, но и опытные ораторы. Будем разбираться. Важно понимать, по какой причине может быть шум в зале. На самом деле причин может быть три: усталость аудитории, какой-либо отвлекающий фактор или обсуждение сказанного оратором среди зрителей.
Если аудитория устала, значит, вам необходимо сменить динамику выступления. Измените активность, усильте интонирование и жестикуляцию, смените свое местоположение, расскажите байку или историю, приведите интересные факты, добавьте эмоциональные примеры. Некоторые ораторы даже устраивают маленькую катастрофу — роняют раздаточные материалы, умышленно задевают флипчарт, двигают кафедру — акцентируют на себе внимание аудитории. Наблюдал сам такое несколько раз. Не знаю, насколько эффективен последний способ, но точно знаю, что можно просто сказать: «Я вижу, аудитория немножко устала. Понимаю. У меня, кстати, на прошлом выступлении был интересный случай…» И вы увидите, как шум в зале моментально стихнет. Если усталость критическая, целесообразно сделать перерыв или кофе-брейк. Аудитории тоже надо отдыхать.
Если в аудитории появился какой-то отвлекающий фактор, например, кто-то вошел, раскрылось окно, у кого-то упал компьютер или кто-то упал в обморок, то оратору необходимо «присоединиться» к аудитории, акцентировать на этом внимание и нейтрализовать посторонний барьер или отвлекающий шум вместе со слушателями. Например: «У нас такой накал страстей, что даже окно открылось (шутливо, с улыбкой). Могу я попросить вас закрыть его (обращаясь к одному из слушателей)? Сейчас мы закроем окно и продолжим». И как только интерес к данному происшествию со стороны зрителей пропал, оратор может спокойно продолжать свое выступление.
Бывают случаи, когда аудитория активно начинает обсуждать сказанное только что оратором. С одной стороны, это, конечно, отвлекающий оратора шум, но, с другой стороны, это показатель заинтересованности аудитории в словах выступающего. Поэтому иногда целесообразно дать аудитории высказаться. Если этого не подразумевает формат и контекст выступления, оратору необходимо попросить аудиторию обсудить сказанное либо в конце его выступления, либо в перерыве.
Бывалые ораторы чаще всего дают один универсальный совет: если в аудитории возникает шум, кто-то начинает отвлекаться или разговаривать, сделайте выразительную паузу. При этом пауза действительно должна быть выразительной, почти театральной. Досчитайте до 10. Если это не помогло, остановите взгляд на говорунах, пока не наступит тишина. Таким приемом пользуются не только ораторы, но и опытные учителя. Они знают, что кричать бесполезно. Пауза в этом смысле воздействует намного эффективнее.
Главное — никогда не повышайте голос при появлении шума в аудитории. Практика показывает, что, как только оратор старается перекричать аудиторию, шум пропорционально усиливается.
————-
Жду вопросы от читателей блога. Пишите мне на имейл nikita@nepryakhin.ru или заполните форму в разделе «Контакты».