18 октября 2012
Все пропало: ФОРС-МАЖОР в публичных выступлениях. Часть 1

Продолжаем разговор об ораторском искусстве. Никто из нас не застрахован от форс-мажорных ситуаций во время публичного выступления. Ох, сколько всевозможных непредвиденных моментов было в моей тренерской практике. Я решил поделится с вами своим опытом. Мы рассмотрим 10 типичных форс-мажорных ситуаций и советов по тому, как можно выйти победителем даже из самой сложной ситуации. Сегодня поговорим вот о чем:
1. Ожидания аудитории не соответствуют действительности
2. Тема выступления отличается от темы, ожидаемой аудиторией
3. Перестал работать микрофон
4. Аудитория уже была на подобном выступлении
 

Ожидания аудитории не соответствуют действительности

Ожидания слушателей и действительность могут расходиться в чем угодно. Главная тактика — открыто проговорить эти несоответствия и постараться перевести их в позитивное русло или привести конкретные доводы. Например, у аудитории есть негативные установки относительно компетентности выступающего: «Я прекрасно понимаю, что вы сейчас думаете. В прошлый раз я рьяно выступал против реорганизации нашей компании. Сейчас же я выступаю с абсолютно противоположным тезисом. И буду делать это так же рьяно. Вы резонно задаетесь вопросом, почему я так резко поменял свою точку зрения. Что могло произойти всего за три месяца, чтобы радикально поменять свои позиции. И я с удовольствием об этом расскажу…», «Друзья, ситуация почти анекдотичная. Вы, наверное, спрашиваете, как этот толстый дядька может выступать на тему диетологии. Я бы на вашем месте тоже с удивлением посмотрел на меня. Но тем не менее…».
Ожидания могут быть скорректированы и относительно формы или структуры выступления: «Дорогие коллеги, я знаю, что вы пришли на презентацию новой программы мотивации персонала. Но мне придется отклониться от привычной формы презентации, и вот по какой причине…».

Тема выступления отличается от темы, ожидаемой аудиторией

Чаще всего дело не в том, что оратор подготовил не ту тему, а в том, что была неправильно проинформирована аудитория. В такой ситуации главное — заинтересовать в теме текущего выступления: «Уважаемые коллеги! Название выступления не совпадает с тем, что было вам первоначально заявлено. Но мы будем говорить еще на более важную и актуальную тему…». Можно использовать иронию: «Был такой случай: однажды слушатели пришли на лекцию про нанотехнологии, а в результате им рассказывали про вологодские промыслы. Мы тоже вынуждены сообщить, что сегодня речь пойдет немного о другом, нежели вы ожидали. Но не пугайтесь, в нашем случае все более безболезненно. А в каком-то смысле даже полезно. Ведь речь сегодня пойдет о…».

Перестал работать микрофон

Обратитесь к аудитории: «Уважаемые коллеги! К сожалению, микрофон отказывается работать. Но нам ничего не помешает продолжить. Я постараюсь максимально громко говорить, чтобы всем было слышно. Но у меня будет к вам огромная просьба: пожалуйста, давайте сделаем так, чтобы, как и микрофон, не отказали мои связки (позитивно, шутливо), будем внимательно меня слушать». Если аудитория растеклась по залу, то обязательно нужно всех сгруппировать максимально близко к вам.
Кстати, чаще всего поломка микрофона связана с батарейками. Поэтому мой вам совет: при выступлении с микрофоном носите свои батарейки, практика показывает, что полностью полагаться на других не стоит.

Большая часть слушателей уже были на подобном выступлении и / или уже знают содержательную сторону

Ничего страшного в этом нет. И зря многие ораторы тушуются и стараются сменить тему или уйти в сторону от подготовленного варианта выступления. Переверните ситуацию в свою пользу и сделайте часть аудитории экспертами: «На самом деле отлично, что большая часть многоуважаемой аудитории уже знакома с данной темой. Нам будет нужно ваше экспертное мнение. Позвольте мне к вам обращаться, будет здорово и очень полезно, если вы поделитесь своим опытом в этом вопросе. Договорились?».