Продолжаю знакомить вас с способами решения форс-мажорных ситуаций во время публичных выступлений (предыдущий пост здесь). Сегодня рассмотрим следующие ситуации:
5. Перестало работать визуальное оборудование
6. Количество участников не совпадает с ожидаемым
7. Слушатели слишком устали на момент начала вашего выступления
Перестало работать визуальное оборудование.
Такое бывает, технике вообще свойственно часто отказывать (и оратор должен это осознавать). Поэтому публичное выступление полностью не должно быть построено только на электронных слайдах. Если проектор высказал свой протест, то оратор должен быть готов перейти на флипчарт. Визуализируйте основные схемы и тезисы на флипчарте. А в перерыве попытайтесь разобраться, в чем причина поломки. Или обратитесь к техническому персоналу, если такая возможность есть. Если перерыва изначально предусмотрено не было, инициируйте его. «Коллеги, я сейчас завершу свою мысль. Пожалуйста, обратите внимание на флипчарт. Чуть позже мы сделаем небольшой перерыв, и мы постараемся возвратить картинку». Самое главное, не пытаться исправить ситуацию во время выступления. Не стоит разводить панику и суету, делать акцент на этом, аудитория вообще не должна воспринимать, что случилась трагедия. У аудитории должно складываться впечатление, что оратор контролирует ситуацию – это главное!
Количество участников не совпадает с ожидаемым.
Вы ожидали 100 человек, а пришло всего 10. Мда, аншлаг не получился. Что делать в такой ситуации? Большинство ораторов начинают паниковать или скрывать от аудитории случившуюся накладку. Не стоит делать вид, что так и должно быть. Лучше открыто это прокомментировать аудитории. Скажите, что выступление в любом случае состоится, и что такая «камерность» – даже к лучшему, ведь будет возможность в частном порядке и более подробно обсудить все нюансы и ответить на все вопросы. У слушателей должно возникнуть ощущение, что им невероятно повезло. Главное, чтобы слушатели не растекались по огромному залу. Попросите пересесть зрителей более компактно и ближе к оратору. Так проще взаимодействовать с аудиторией, поддерживать внимание и визуальный контакт.
Если же, наоборот, вы ожидали 10 человек, а пришло 100, то точно также не стоит делать вид, что все так и задумано. Шутливо скажите аудитории, что вы не ожидали такого ажиотажа. Первое, что необходимо сделать, это переорганизовать пространство, и если необходимо, подготовить дополнительные места. Можно подключить к этому всех собравшихся слушателей. Не стоит использовать те приемы взаимодействия с аудиторией, которые вы готовили для десяти человек.
Слушатели слишком устали на момент начала вашего выступления.
Например, ваша часть выступления приходится на послеобеденное время. Опять же важно озвучивать и комментировать ситуацию. Не нужно делать вид, что ничего не происходит. «У нас как всегда: до обеда боремся с голодом, а после обеда – со сном», — позитивно, шутливо, с улыбкой. – «Я прекрасно понимаю, что после обеда особенно тяжеловато слушать, тем более такую сложную тему, как бюджетирование в новом году. Я постараюсь сделать так, чтобы вы тихонько не решили вздремнуть».
В таких ситуациях важно понимать, что сразу переходить к основной теме не стоит. Уместным будет какой-то «разогрев» аудитории в виде забавной и любопытной истории, неожиданных фактов, интригующей байки. Аудитория должно проснуться. Можно использовать какие-либо «интерактивные фишки», например, попросить аудиторию проголосовать, порассуждать, вспомнить примеры из своей практики.
Можно прямо назвать выгоды для слушателей: «Я понимаю, что мое выступление самое последнее, вы все порядком уже устали, и многие подумывают, а не пойти ли мне уже домой. Вот три причины, по которым вы должны остаться…».