29 октября 2012
Все пропало: ФОРС-МАЖОР в публичных выступлениях. Часть 3

Завершаем обзор ТОП-10 форс-мажорных ситуаций во время публичных выступлений. Сегодня рассмотрим, что необходимо делать, если:
8. вы рассказали анекдот, а никто не смеется;
9. внешний шум мешает проведению публичного выступления;
10. большая часть аудитории опаздывает.

Вы рассказали анекдот, а никто не смеется.

— Мама, а что такое неудачная шутка? – Это когда, твой папа говорит, что руководит компанией, а после твоего рождения оказывается, что это компания собутыльников!
Как говорится, шутка не дошла, почта не виновата. Самое главное не показывать видом, что вы обескуражены или расстроены этим фактом. Делая вид, что ничего критичного не произошло, как вариант, просто шутливо, с долей самоиронией заметьте: «Мне тоже, честно говоря, не понятно, где здесь смеяться», «Шутка не удалась, идем дальше», «Признаться честно, я тоже ненавижу анекдоты», «Судя по вашей реакции, автора сценария придется уволить» и так далее. Не стоит обозначать аудитории: внимание, сейчас будет шутка! Самое главное, не делать из произошедшего трагедию и относится к ситуации с самоиронией. Нет более убогого и жалкого зрелища, чем оратор, ожидающий раскатов смеха в зале после своей шутки. Никто не смеется? Продолжайте как ни в чем не было!

Внешний шум мешает проведению публичного выступления.

Например, на улице работают отбойным молотком, в соседнем зале идет репетиция народного хора, за окном проходит «Марш несогласных» или демонстрация. Не стоит умалчивать и заминать этот факт. Открыто прокомментируйте и пошутите по этому поводу. Парадокс, но как только оратор озвучил существование мешающего барьера, слушатели начинают меньше обращать на него внимание.

Большая часть аудитории опаздывает.

В данной ситуации есть две крайности. Первая – не ждать всех, и начинать выступление для малой части собравшихся. Что в результате мы имеем? Та большая часть опоздавших зрителей, к моменту появления в аудитории просто не поймут, о чем идет речь, и быстро потеряют дальнейшее желание вникать в суть. Шум в зале, шуршание, переспрашивание у соседей – не лучшее сопровождение для зажигательной речи оратора.
Другая крайность – ждать опаздывающих и заставлять пришедших вовремя томиться от мучительного ожидания. Конечно, слушатели, которые ни в чем не виноваты, и были вынуждены бестолково сидеть 30-40 минут, становятся демотивированными и благодарностей в финале от них ждать не приходится. Поэтому самый лучший вариант – начинать выступление во время, а к основной части выступления переходить уже тогда, когда в зале будет достаточное количество людей. Паузы ожидания можно заполнить «ораторскими байками», например, рассказать о том, какие форс-мажоры случались с вами в вашей практике. Или провести предварительную работу по подготовке слушателей к теме выступления, например, осветить историю обсуждаемого вопроса. В любом случае, слушатели в минуты томительного ожидания не должны быть оставлены оратором. Должно быть постоянное взаимодействие.