13 марта 2025
Forbes: как разбудить в себе креативное мышление

Многие ошибочно полагают, что креативность и творчество — это дар свыше, который приходит в редкие моменты озарения и вдохновения. Но так ли это на самом деле? И стоит ли все время ждать музы? О том, что такое латеральное и конвергентное мышление и как правильно использовать ресурсы нашего мозга для решения творческих задач — в колонке для Forbes Life рассказывает бизнес-тренер и основатель Школы критического мышления Никита Непряхин

Креативность — это не просто способность создавать что-то новое, но и умение взглянуть на задачу с необычной стороны. В условиях современного мира, где нестандартные решения становятся все более ценными, креативное мышление приобретает особую значимость. Одна из ключевых технологий, помогающих развить креативность — латеральное мышление. Это подход, который позволяет найти неожиданные пути решения проблем и выйти за пределы привычных шаблонов.

Суть технологии креативного мышления состоит в том, чтобы организовать так называемый латеральный разрыв. Что это? Похоже на выражение «разрыв шаблона». Это он и есть. Слово «латеральный» происходит от латинского слова, означающего «боковой». То есть речь идет о побочном, неочевидном, неожиданном решении задачи. Иногда еще используют выражение «дивергентное мышление», противопоставляя его «конвергентному». Конвергентное — алгоритмичное, шаблонное, однозначное, по заранее установленным правилам. А дивергентное — вариативное, отклоняющееся от нормы.

Можно соотнести эти два типа мышления с критическим и креативным. Сначала мы ищем больше вариантов решения задачи, а потом выбираем одно, самое эффективное, оценивая его критически, чтобы превратить в стройный алгоритм действий. Как с отпуском: сначала фантазируем, мечтаем, проверяем массу возможностей. А потом четко планируем итоговую поездку.

Латеральное мышление позволяет посмотреть на привычную ситуацию или проблему с неочевидных сторон и после этого найти решение. Секрет креативности в том, чтобы разделять два вида мышления и не допускать, чтобы одно мешало другому. Термин «латеральное мышление» ввел психолог Эдвард де Боно в 1967 году. В своей книге «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач» он пришел к заключению, что часто мы мешаем сами себе, не давая возможности свободно пофантазировать, слишком рано включая критику. Это как пытаться работать, когда хочется спать: и не выспишься, и не поработаешь хорошо. Всему свое время.

Идея латерального мышления проста: сначала генерируем идеи в свободном потоке, а затем трезво оцениваем их. Однако бывает, что в голову не приходят идеи, и кажется, что творчество — это нечто, доступное лишь особенным людям. На самом деле это не так. Секрет креативности — в двух вещах: понимании того, как работает наш мозг, и применении специальных техник для активации творческого потенциала.

Различия между дивергентным и конвергентным мышлением еще до де Боно обозначил американский психолог Джой Пол Гилфорд. Хотя их концепции различаются, суть их схожа: дивергентное мышление помогает находить множество вариантов решения, а конвергентное — выбирать из них наилучший. Так что быть креативными могут все. Но почему же творчеством занимаются лишь немногие? Все дело в правильном использовании ресурсов мозга. Вот ключевые причины, которые мешают нам находить новые, неожиданные решения.

Проблема №1: решение уже есть, и оно плохое

Человеческой цивилизации огромное количество лет, сотни миллионов людей занимались поиском решений бесчисленного множества проблем — складывается впечатление, что придумано уже все что можно. Почему бы просто не воспользоваться этими находками? Все не так просто с нашим мозгом. Что легче приходит на ум, то и кажется правильным. Это и есть одна из причин, почему мы не креативны. Мозг не любит перебирать варианты, когда решение уже есть. Но ведь готовый вариант не всегда самый оптимальный.

В XVII веке ученый Уильям Гарвей пришел к идее, что кровь циркулирует по телу благодаря работе сердца как насоса и это замкнутый цикл. А со II–III веков считалось, что вся кровь притекает к сердцу из производящих ее желудочно-кишечного тракта и печени, а потом из сердца отправляется во все органы тела, где она полностью потребляется. Поэтому считалось, что в некоторых случаях можно перелить кровь от одного человека к другому, чтобы восполнить ее недостаток, что приводило к множеству летальных исходов (только долгое время спустя открыли, что кровь бывает разных групп).

Благодаря Гарвею медицина как практическая наука вышла на новый уровень. Но ведь и до Гарвея она была. Вот что писали критики Гарвея, воспринявшие его идеи в штыки: «Мы переживаем эпоху невероятных выдумок, и я даже не знаю, поверят ли наши потомки в возможность такого безумия». Можно представить, каково было Гарвею и сотням других ученых‐первооткрывателей, когда на них обрушивалась критика общества. А скольких из них мы не знаем, поскольку они пропали в безвестности из‐за остракизма, заклейменные как безумцы, преступники, еретики.

Получается, что мы слишком часто зацикливаемся на одном привычном и очевидном решении. Иногда достаточно сказать себе: «Так, стоп! Это решение есть, не факт, что оно лучшее. А что если подумать еще?

Проблема №2: социальный конформизм

Согласно стереотипам, творчество — удел музыкантов, актеров, поэтов, писателей и художников. А в остальных областях требуются проверенные четкие алгоритмы. Этот ряд профессий легко продолжить: бизнесмен, педагог, врач, повар, IT‐специалист, ученый и т.п.

Попытки внедрить креативность в эти сферы сталкиваются с сопротивлением окружающих. Это происходит из-за рассинхронизации креативного и критического мышления, когда новаторские идеи воспринимаются как угрозы устоявшимся нормам и структурам. Общество, как и наш мозг, саморегулируется и с трудом поддается изменениям, поскольку они часто ассоциируются с повышением уровня неопределенности, а значит, с ощущением опасности.

Но так же как мы трансформируемся, постепенно формируя новые нейронные связи, сообщества адаптируются к изменениям. Развитие возможно только благодаря гибкости и креативности. Поэтому иногда нужно, невзирая на противодействие окружения идеям, несмотря на их кажущуюся странность, продолжать их генерировать, потому что рано или поздно их количество перейдет в качество. Так происходит развитие. Как писала о своей творческой кухне Анна Ахматова, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда».

Когда в 2008 году Брайан Чески и Джо Геббиа предложили людям сдавать свои квартиры незнакомцам через интернет, это идея всем вокруг казалась сушасшествием. Скептики крутили пальцем у виска: «У вас нет шансов конкурировать с отелями», «Никто не захочет пускать незнакомцев в свой дом», «Люди будут бояться мошенников и воров». Тем не менее предприниматели первое время лично фотографировали квартиры, чтобы сделать их более привлекательными, создали удобную платформу с отзывами и рейтингами, запустили гарантийную программу, защищающую хозяев. Так появился Airbnb, который сейчас стоит больше $80 млрд.

Проблема №3: страх ошибиться

Нестандартные решения не сразу найдут практическую реализацию. «Ошибка» — это слово из словаря мышления оценивающего: работает — не работает. А в креативном процессе ошибок не существует: есть только остановки на пути придумывания новых решений. Зачастую за страхом ошибки кроется нежелание усложнять себе работу или страх банальности (а это опять оценивающее слово из словаря конвергентного мышления).

В 1990-х и начале 2000-х крупнейшей сетью по прокату видеокассет и DVD была Blockbuster. Их бизнес-модель строилась на физической аренде фильмов, а основной доход приносили штрафы за просрочку. В то же время Netflix начинал как сервис аренды DVD, но прекрасно понимал, что рынок меняется. Компания со временем разработала систему потокового вещания фильмов и сериалов. В 2000 году Blockbuster отказался купить Netflix за $50 млн, посчитав их идею и бизнес-модель слишком рискованной и необоснованной. Через 10 лет Blockbuster обанкротился.

Проблема №4: страх неопределенности

Творческие поиски новых идей означают отказ от привычных представлений хотя бы на время. Вот почему у многих людей есть страх актерства: ведь нужно на время спектакля стать другим человеком, забыть себя. Чтобы разобраться с этим страхом, обратимся к Сократу. Он внедрил практику критического мышления, которая потом легла в основу научного подхода к исследованию мира. Метод Сократа называется майевтикой, то есть «помощью в родах». Только он помогал рождаться не детям, а идеям. Суть метода — задавать побольше уточняющих вопросов на основании сомнений в существующем знании. Это не всегда приятная процедура. Муки творчества. А Платон иногда сравнивал поиск новой идеи с ремеслом охотника: он идет не туда, где удобнее, а туда, где можно поймать добычу. Часто это крайне неудобно и трудно. Но пройти через неопределенность необходимо, чтобы найти интересную мысль.

Задавая нужные вопросы, можно значительно расширить горизонты и найти нестандартные решения. Многим гениальным идеям предшествовали правильные вопросы. Например, в начале 2000-х компания Lego столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Изначальная бизнес-модель, которая основывалась на продаже традиционных наборов конструктора, перестала приносить прибыль. Менеджеры задали себе вопросы: «Что если дети больше не заинтересованы в классических конструкторах?», «Как мы можем сделать наш продукт более привлекательным?», «Как сделать так, чтобы продукт привлекал и детей, и взрослых?» Так родилась идея создания лицензионных наборов с популярными франшизами или персонажами, например Harry Potter или Star Wars.

Когда-то Джеймс Дайсон задал несколько важных вопросов. Как сделать так, чтобы пылесосы не теряли мощность, когда фильтры забиваются пылью? Как можно усилить мощность всасывания воздуха? Наконец, можно ли сделать пылесос вообще без мешка? После 5 лет экспериментов и нескольких тысяч неудачных прототипов Дайсон изобрел первый пылесос с циклонной технологией, который не терял мощности и не использовал мешки для сбора пыли.

Проблема №5: страх сложностей

Еще креативности мешает жадность. Хочется сразу создать мощную прорывную идею, которая принесет огромные доходы. Но сложно проглотить большой кусок. Секрет гениальных идей — во множестве деталей и серьезной подготовительной работе. Поэтому, взявшись за большой проект, мы часто опускаем руки из‐за его глобальности. В этом случае помогают анализ ситуации и пошаговые действия. Глаза боятся, а руки делают.

Советский изобретатель и писатель‐фантаст Генрих Альтшуллер придумал целую систему для решения креативных задач — ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Проанализировав тысячи запатентованных изобретений, Альтшуллер выявил в них 40 приемов, которые люди использовали неосознанно. Получается, исчезла граница между талантливым и неталантливым человеком: оказывается, любой может научиться изобретать — даже без божественного дара или вдохновения музы. Алгоритм важнее способностей.

Какова анатомия креативного процесса?

Психолог Джой Пол Гилфорд исследовал память, мышление, внимание, темперамент и творчество и создал так называемую кубическую модель интеллекта. Она представляет интеллект как многогранную структуру, состоящую из трех измерений: операций, содержания и продуктов. Операции — это виды умственной деятельности, такие как анализ, оценка, конвергенция (поиск одного правильного ответа), дивергенция (генерация множества решений), запоминание и применение информации. Содержание модели включает различные виды информации, с которой работает человек: изображения, числа, слова, символы и образы. Продукты интеллекта представляют собой различные результаты обработки информации. Гилфорд пришел к любопытным выводам. Если проанализировать процесс креативного мышления и оценить качество идей, возникающих в итоге, то можно выделить четыре его свойства, которые прослеживаются и в конечном результате.

  • Оригинальность

Необычность подхода к решению творческих задач, способность находить действительно нестандартные варианты. Чаще всего именно это свойство мы и ассоциируем с креативностью, считая, что оно врожденное. Но оригинальность развивается, также как и другие параметры гибкого мышления. Для поиска действительно редкой идеи нередко приходится перебирать много не слишком оригинальных — так количество переходит в качество.

  • Продуктивность

Беглость творческого мышления, число сгенерированных идей в единицу времени. Чтобы увеличить продуктивность (а ей мешает самокритика), можно использовать технику фрирайтинг, то есть «свободное письмо». Выбираем любую тему для размышления и начинаем писать все, что приходит в голову. Главные условия: ни в коем случае не останавливаться, не перечитывать, не критиковать! Затем откладываем написанное и перечитываем не раньше, чем через полчаса, и оцениваем идеи. Эта практика позволяет хорошо почувствовать разницу между креативным и оценивающим типами мышления и заставляет задействовать их не одновременно, когда они только мешают друг другу, а поочередно, когда они друг другу помогают.

  • Проработанность

Детализированность идей, глубина их развития. Джеймс Кэмерон придумал историю про робота, прибывшего из будущего, чтобы уничтожить своего врага в прошлом до того, как тот поднимет восстание против машин, — сюжет бестселлера «Терминатор». Персонаж оригинален? Для своего времени — очень. Оригинальная концепция: Кэмерон соединил киберпанк, путешествия во времени и неумолимого время, которого нельзя остановить.

Была ли беглость у создателей при съемке фильма? Конечно. Сложные съемки, небольшой бюджет ($6,4 млн), приходилось переписывать сценарий на ходу несколько раз. Кэмерон лично рисовал раскадровки, придумывал сцены, которые удешевляли съемки. Чтобы сэкономить, некоторые сцены даже снимали ночами без разрешения.

Были ли неожиданные решения? Конечно, и одно из самых известных — изменение образа Терминатора. Изначально главный герой должен был быть худощавым и неприметным, чтобы легко сливаться с толпой. На роль рассматривался Лэнс Хенриксен. Однако после кастинга Арнольда Шварцнеггера Кэмерон изменил концепцию. Теперь Терминатор стал настоящей брутальной машиной смерти. Проработанным ли получился фильм: детализированным, сложным? Конечно, иначе он не стал бы образцовым блокбастером.

Итак, проработанность — такое свойство креативности, которое позволяет обогащать содержание идеи, развивать ее до нужных масштабов. Для этого тоже имеются простые техники, в частности некоторые версии мозгового штурма.

  • Гибкость

Способность предлагать решения, основанные на разных алгоритмах и из разных областей знаний. Это свойство креативности мы ценим больше всего. Это один из главных секретов творческих людей. Если мы в ответ на просьбу придумать 30 разных версий авторучки предлагаем 30 цветов корпуса, то гибкости здесь недостает. А вот здесь уже использованы разные подходы: деревянная, как карандаш; съедобная; активируется по отпечатку пальца; меняет цвета, как хамелеон; автоматически запоминает записанное и отправляет на смартфон; имеет небольшие резервуары с разными духами или у нее ароматизированные чернила; столетней давности и так далее. Чем с большего количества ракурсов мы смотрим на интересующую нас ситуацию, тем более осознанным окажется итоговое решение.

Креативность — это не дар, а технология, и, как любая другая способность, она развивается через знания и практику. Главное — регулярное самосовершенствование и тренировка мышц креативного мышления. Самые плодовитые и успешные креативщики — это всегда люди с огромным бэкграундом и опытом. Наше воображение и самые смелые идеи всегда имеют в качестве источника то, что нам уже известно. Как говорил Исаак Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

Источник: FORBES