На дворе уже ХХI век, но главным источником развлечений в нашей стране по прежнему является телевизор. Родные до невозможности Якубович, Малышева, Малахов и Соловьев. Но наверняка уже каждый, даже самый заядлый телезритель и фанат голубого экрана, слышал неприятный термин «зомбоящик», который тесно связывает телевидение с пропагандой.
Пропаганда использовалась с незапамятных времен. Уже к началу второй мировой войны геополитики и военные стратеги сходились к одному мнению – пропаганда будет играть в этой войне решающую роль. Главная задача пропаганды – манипулирование массовым сознанием, манипулирование толпой. Управляя сознанием, людям легко и просто внушить необходимую систему ценностей и идеалов, лишая их при этом возможности сопротивляться. Создание «общественного мнения» и изменение системы ценностей — вот главная задача пропаганды. Специалисты говорят: достаточно, чтобы всего 70% населения поверило в пропаганду, и тогда большинство с легкостью подавит оставшуюся часть населения.
Пропаганда всегда носит неявный, скрытый характер. Если вы ее с легкостью раскусили – значит, манипуляция непрофессиональна. Поэтому техники пропаганды постоянно совершенствуются. Пропагандисты давно поняли, что если людям откровенно навязывают какое-то мнение, они начинают сопротивляться. Высший пилотаж – подтолкнуть людей к этому, чтобы у них создавалось ощущение, что они сами к этому пришли.
7 ГЛАВНЫХ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ:
«Частичная правда», необъективная подача информации или даже откровенная ложь. Случай с «распятым мальчиком» обязательно войдет в анналы учебников по политпропаганде.
«Приклеивание ярлыков». Один и тот же человек может легко стать и «повстанцем», и «сепаратистом», «боевиком» и «фашистов», а может стать и «протестующим гражданином» или «ополченцем». Одно и то же событие может быть и «мирной демонстраций», а может быть и «несанкционированным сбором пятой колонны и предателей родины».
«Ложные авторитеты» или «выдача мнений за факты». Например, комментарии экспертов или вовсе цитаты из социальных сетей. Или даже утечка информации из анонимного, но надежного источника. Ведь самые провокационные сообщения всегда можно транслировать аудитории безнаказанно, ибо снимает с журналиста любую ответственность. Так что цитирование социальных сетей, твиттера или фейсбука – самый верный признак пропаганды.
Преувеличение или обобщающие сравнения. «Гейропа», «гниющий запад», «процветающий восток» — знакомые всем ярлыки, умело приклеенные телевизионщиками.
Наличие допущений, догадок или додумывания. «Они, скорее всего, не остановятся ни перед чем». Что значит «скорее всего»? «Что будет дальше? Скорее всего, только убийства» или «Дальше может быть только хуже». Всмысле «скорее всего» и «может быть»? Это разве факт?
Метод контрастов «черное и белое». Не бывает такого, что один человек прав во всем, а другой всегда заблуждается. Не бывает на 100% хорошего и плохого, доброго и злого. Если вы чувствуете, что пресса рисует вам явного врага во всех красках – знайте, вы имеете дело с пропагандой.
Использование стереотипов и предрассудков для придания положительного или негативного окраса группе или явлению. Все же знают, что в Голландии сплошные геи, педофилы и наркоманы.
ГЛАВНЫЕ СОВЕТЫ, КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРОПАГАНДЫ:
Используйте несколько источников информации, вещающих с разных сторон. Так больше шансов, что вы увидите более объективную картину. И не доверяйте только одному источнику, даже если он кажется вам максимально объективным.
Отделяйте мнения от фактов. Вам показывают, что люди чего-то неразборчиво кричат на улице, а комментатор дает свое объяснение. Прежде всего важно понять: где они кричат, о чем кричат, и когда это происходит. Объективные факты важнее мнений и интерпретаций. Формат «простой человек эмоционально и искренне говорит» — один из ключевых признаков пропаганды.
Ставьте под сомнение полученную информацию и подключайте критический анализ. Старайтесь читать, а не слушать и смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и больше шансов, что найдет один из приемов манипулирования сознанием.
Помните, что абсолютно независимых СМИ не существует в природе. Есть миф в свободе и независимости средств массовой информации, и он выгоден прежде всего самой пропаганде. Даже если и есть свободолюбивый журналист, не забывайте, что всегда есть и редакция. Любое СМИ – это прежде всего организация, которая как и все другие организации заинтересованы в прибыли. Объективная информация, которая не приносит дивидендов, мало кому интересна. Неплохо всегда задумываться, а кому выгодна эта информация? Кто может быть так называемым спонсором? Задайте себе вопрос: кому может быть выгодно, чтобы я думал именно так? Это мнение позволяет мне стать счастливее и гармоничнее? Если нет – выкидывайте это в мусорную корзину, ведь кто-то станет счастливее или богаче за ваш счет.
Не поддаваться эмоциям. Чувствуете, что сюжет в программе или статья излишне эмоциональна? Уже тревожный звоночек. Задача любых СМИ – доносить беспристрастно информацию. Когда подключаются эмоциональные струны – это уже повод не до конца доверять источнику.
Берегите свой мозг. И думайте. Если не будете думать вы, это будут делать за вас. Если уже не делают…
Поделиться:
Ваша заявка успешно отправлена
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер для уточнеее всех деталей
Спасибо
Ваша рецензия будет опубликована после прохождения модерации