Легенда гласит, что, если человек сложил руки на груди, это значит, что он закрывается от окружающих, пытается отгородиться от нежелательной ситуации, чувствует себя некомфортно или даже проявляет враждебность. Эта идея много лет тиражировалась в околопсихологической литературе; дошло даже до того, что люди боятся скрещивать руки на публике: вдруг остальные решат, что с ними что‑то не то?
Как же на самом деле? Психологи считают, что люди скрещивают руки на груди по множеству причин. Иногда мы и правда делаем так, чтобы справиться с негативными эмоциями по отношению к собеседнику или из-за несогласия с услышанным. А иногда это происходит просто ввиду отсутствия интереса к обсуждаемой теме. Бывает, мы неосознанно копируем жест собеседника, или пытаемся согреться, или просто сидим в неудобном кресле без подлокотников и не знаем, куда деть руки. Зачастую скрещенные на груди руки означают уход в себя. Возможно, мы услышали сильный аргумент, который необходимо обдумать, а нам проще сконцентрироваться в закрытой позе и с отведенным в сторону взглядом. Видимо таким образом мы отгораживаемся от внешних стимулов и информации, сосредотачиваясь на своих мыслях.
Словом, однозначной трактовки для этого жеста нет. Перевести язык тела так же, как мы переводим иностранные слова, невозможно: слишком большую роль играет контекст ситуации и особенности характера человека.
Смотрели сериал «Обмани меня»? С научной точки зрения великолепный сериал, за исключением одной детали — невероятного уровня способностей главного персонажа. Несколько невербальных сигналов, пара поз и мимических движений — и вот преступник почти пойман.
Представьте такое в реальной жизни: вот вы общаетесь со знакомыми и внезапно замечаете, что у одного из них очень грустный вид. Это связано с темой разговора? Может, он вспомнил о печальном событии? Или просто задумался на секунду? Вы не узнаете ответ по одному взгляду — для решения такой задачи полиграфологи по нескольку раз задают человеку одни и те же вопросы, затем наблюдают, чтобы понять, на что именно он реагирует. В обычном общении так не получится. Нужно либо дальше продолжать наблюдать, собирая больше информации, либо постараться тактично задать вопрос о его самочувствии и мыслях в данный момент.
Только в одном случае можно «разгадать» человека по одному лишь движению — если вы обладаете информацией о нем и контексте. Вы хорошо с ним знакомы, знаете тему его разговора с собеседником, окружающую обстановку, уровень его усталости и пр. Тогда одно короткое движение или брошенный в сторону взгляд станут последней недостающей частью пазла, которая расставит все на свои места. Но такое случается редко!
Источником мифа стало исследование профессора психологии Калифорнийского университета Альберта Мейерабиана. Он изучал, как мы воспринимаем чужие эмоции. Участникам эксперимента зачитывали слова, используя разную интонацию, и показывали фотографии людей с разными выражениями лица. Затем их просили рассказать, какие эмоции они «прочитали». Исходя из ответов, Мейерабиан сделал вывод, что чужие чувства и настроения мы воспринимаем на 55% благодаря мимике, жестам, позам и взглядам, на 38% — благодаря тембру голоса, темпу речи, интонации, и только на 7% — благодаря словам, которые мы используем. Иными словами, преимущественно невербально.
«Правило 7% — 38% — 55%» приобрело бешеную популярность, но, передаваясь из уст в уста, от ученых к писателям, от одного журналиста к другому, результаты исследования сильно округлились и преподносились в отрыве от контекста, словно психолог говорил о любой информации.
Современная точка зрения заключается в том, что процентное соотношение зависит от разных ситуативных факторов, а исследование Мейерабиан провел лишь для того, чтобы показать значимость невербальных сигналов в общении, а не в целях получить точную формулу.
А вообще было бы здорово, если бы мы могли получать невербально более 90% информации, ведь тогда мы бы смотрели фильмы на любых языках мира без перевода.
Говорят, улыбка с морщинками у глаз — искренняя, а без них — фальшивая. Рады сообщить, что это не так! Когда мы испытываем сильное внутреннее переживание, напрягаются дополнительные мышцы, образующие эти самые морщинки. Только и всего! Обычную же улыбку правильнее назвать не фальшивой, а социальной.
Социальная улыбка может заменить некоторые компоненты речи. Согласитесь, иногда проще и быстрее улыбнуться вместо слов «все нормально», «все хорошо» или «мне интересно тебя слушать». Не нужно напрягаться, придумывая подходящую формулировку, ведь собеседник и так все поймет интуитивно. Не стоит также забывать про культурные и социальные нормы. Среди людей принято встречать знакомого человека улыбкой (а в некоторых западных культурах и незнакомого тоже). И это не фальшь, а выражение некой стабильности: у нас все идет по плану, не лучше и не хуже.
Так что не спешите клеймить обычную улыбку.
Утверждение о том, что лжецы избегают зрительного контакта, появилось не на пустом месте. Такое поведение связано с чувством вины или стыда, возникающим, когда мы обманываем кого-то. Ведь всем известно с детства, что врать плохо. Кроме того, ложь — сложная когнитивная задача. Необходимо держать в уме то, что уже было сказано, чего говорить не стоит и о чем еще предстоит сказать. Лжец, отводя взгляд, пытается сконцентрироваться на этих деталях, однако это не 100%-ный признак вранья.
Ключ к разгадке мифа — в простой фразе «Посмотри мне в глаза и скажи правду!». Наверняка вы не раз слышали нечто подобное. Маленькие дети и просто неопытные вруны действительно стараются не поднимать взгляд на собеседника, когда говорят неправду. Но большинство взрослых — особенно те, у кого уже есть «золотая медаль» по вранью — будут смотреть на вас самыми чистыми, неподдельно искренними глазами. И вы даже не заподозрите, что вас обводят вокруг пальца. Опытные лжецы смотрят в глаза не только ради того, чтобы выглядеть убедительно, но и для того, чтобы проверить, а поверили ли ему.
С другой стороны, человек может отвернуться из-за нервного напряжения, грусти или даже отвращения. Его переживания могут быть совсем не связаны с ложью. Частые и короткие взгляды могут быть проявлением подавленного состояния под напором собеседника, настойчиво пытающегося обнаружить ложь там, где ее нет. Спросите коллегу, что он ел на завтрак два дня назад или что он считает самым важным в своей работе. Наверняка это заставит его отвести взгляд и подумать.
Постойте, а что насчет осязания? Существует целый раздел невербальной коммуникации, изучающий прикосновения между людьми. Объятия, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу… Все это можно сделать с разной силой, интенсивностью и продолжительностью. Соответственно, каждое такое прикосновение будет иметь разную интерпретацию.
К невербалике можно также отнести пространство и время: например, расстояние между людьми в процессе разговора связано с личностью человека, его статусом и культурными особенностями. А расположение людей за столом может влиять на ход разговора и помочь эффективнее влиять на собеседников. Со временем в общении мы тоже интуитивно знакомы. Нетрудно догадаться, что о нас подумают, если мы придем на встречу сильно заранее или, наоборот, неприлично опоздаем. Иногда время и пространство влияют на ход разговора сообща. Лучший тому пример — «вагонный попутчик», с которым через пару часов общения мы вдруг делимся самыми сокровенными тайнами, хотя это абсолютно незнакомый человек.
Не стоит забывать о глубине и частоте дыхания, побледнениях и покраснениях лица, частоте сглатываний и изменении диаметра зрачка. Чаще всего такие проявления вегетативной нервной системы исследуют для определения лжи, для этого используется полиграф. Однако такие технические средства не всегда необходимы. Особо тревожные личности на фоне волнения буквально покрываются красными пятнами в районе шеи, что хорошо заметно невооруженным взглядом.
Российские исследователи также рассматривают запахи как проявление невербального поведения. Мы пользуемся духами, чтобы нравиться себе и окружающим, чувствовать себя уверенно, привлечь противоположный пол. Запахи являются полноценным средством самопрезентации. Можно чуть больше узнать о собеседнике по тому, как часто он пользуется духами, делает это всегда или только по особым поводам, подбирает яркий аромат или что-то неприметное.