8 июля 2024
Дзен: как прокачать «креативную» мышцу?

Креативность — это такая же мышца, которую нужно постоянно тренировать. Как? Предлагаю вам несколько советов.

1️⃣ СОЗДАЕМ БАНК ИДЕЙ

Пусть у вас всегда будет под рукой блокнот, специальная программа в смартфоне или отдельная папка на рабочем столе компьютера. Невозможно все держать в памяти, и важно, чтобы у вас было место, куда бы вы записывали разные оригинальные мысли, которые пришли в голову.

У меня, например, иногда рождается интересное и образное словосочетание, которое через какое-то время становится торговой маркой. Или интересная метафора для классификации — вначале я не знаю, как ее применить, но со временем она находит свою реализацию. Так, с помощью банка идей у меня появилась классификация стилей убеждения или типология манипуляторов.

А вы записываете свои идеи?

2️⃣ СНАЧАЛА СОБИРАЕМ, ПОТОМ КРИТИКУЕМ

Любая мысль имеет право на существование. Чаще всего хорошие идеи гибнут под гнетом нашего первичного отрицания и критики. Критика — главный враг любого креатива. Нет, конечно, оценивать, анализировать и критиковать надо, но явно не на этапе генерации идеи.

«Это полная ерунда!», «Ну что за чушь?», «Бессмыслица!» — часто именно так мы почему-то реагируем на свои и чужие мысли, идеи и предложения, хотя при грамотной доработке (например, при помощи метода SCAMPER) из них получилось бы отличное решение.

3️⃣ ЗАДАЕМ СЕБЕ ВОПРОСЫ ЧАЩЕ

Вспомните, как дети постоянно спрашивают: «Почему?». И поверьте, что каждый ребенок лучше справится с любыми заданиями на креативность, чем взрослый. Все дело в том, что у ребенка нет заданных установок, границ и привычек. Вот и вы не бойтесь задавать себе вопросы.

Я уверен, что ключевых вопросов для развития креативного мышления — три.

➖ «Почему?»

Этот вопрос помогает понять причину текущего положения вещей и поставить все под сомнение.

➖ «Что, если?..»

Этот вопрос помогает найти новые пути и возможности.

➖ «Почему нет?»

Этот вопрос помогает проанализировать разные ограничения.

4️⃣ ОТКРЫВАЕМСЯ КО ВСЕМУ НОВОМУ

Гениальные идеи невозможны без большого бэкграунда, опыта и кругозора. Креативность всегда ассоциировалась с отсутствием шор. Чтобы мыслить нестандартно, out of box, нужны знания из самых разных и неожиданных областей. Чтобы быть креативным, надо выходить из привычной зоны комфорта, ведь рутина — это большой враг креатива.

➖ Вы не любитель театрального искусства? Значит, мчитесь на самые громкие театральные премьеры.

➖ Вы завсегдатай одного и того же кафе, куда постоянно заходите за любимым кофе, — значит, поставьте перед собой задачу найти новое любимое место. А еще лучше — каждый месяц находить новое любимое место. Заказывайте блюда, которые вы раньше не пробовали.

➖ Вместо привычного маршрута «дом — работа, работа — дом» откройте для себя новые, неизведанные пути.

➖ Направляясь куда-то, замечайте необычные детали — в людях, их поведении, архитектуре, реклaмных вывесках и т.п.

➖ Читайте книги новых для себя жанров. Увлекаетесь художественной литературой? Тогда возьмите в руки популярные книги нон-фикшен. А может быть, вы читаете только бизнес-литературу? Тогда самое время почитать классику.

➖ Новые люди, новые эксперименты, новые открытия, новые опыты — все эти перемены в привычном образе жизни ведут и к переменам в мышлении.

5️⃣ САМОСОВЕРШЕНСТВУЕМСЯ

Любой навык требует постоянного совершенствования, так что мышцу креативного мышления надо регулярно тренировать. Именно поэтому я предлагаю сразу же перейти к практике.

Источник: Дзен