Любой топ-менеджер перед выступлением задумывается о том, какое впечатление он произведет на слушателей. Важно, чтобы оно было правильным. Но с какой стороны себя лучше преподносить? Выяснили специалисты лаборатории Business Speech Science Research.
«Будь собой!» — это самый дурацкий совет, который можно дать оратору. Каким собой? Заботливым, как дома с ребенком? Нежным, как с любимым человеком? Жестким, как с провинившимися подчиненными? Размышления о том, как быть собой, могут увести далеко от подготовки к выступлению. Этот материал поможет спикеру разобраться, каким его ждет аудитория.
Различные российские и зарубежные исследования показывают, что отечественная культура отличается от американской и европейской высокими показателями дистанции власти. Это значит, что мы более терпимы к авторитарному стилю руководства, уважительно относимся к статусу и должности, для нас приемлемо неравенство в формальных и неформальных отношениях. В такой культуре слушатель может ожидать увидеть более властного и надменного оратора, чем это принято в Америке или странах Европы.
Кстати, исследования десятилетней давности показывали, что «идеальный политик» обладает открытостью, приятностью, тактичностью, демократичностью. Согласно тем же исследованиям под эти критерии лучше всего подходил Владимир Путин. Однако, помимо этого, к его образу относились такие черты, как холодный, замкнутый, жесткий. Образ, как вы понимаете, получался достаточно противоречивый.
А что сейчас? Все ли осталось неизменным? До сих пор ли зрители хотят видеть высокую дистанцию власти? Кому аудитория доверяет и кого хочет слушать? Давайте обратимся к нашим текущим современным исследованиям бизнес-аудитории.
На начальном этапе исследования мы предполагали, что в понятие «хороший спикер» для российской аудитории будут входить самые «статусные» профессии, которые демонстрируют авторитетность спикера. Однако результаты оказались неожиданными. Выяснилось, что для слушателя важнее не статус, а профессиональные навыки публичных выступлений. Респонденты выделили ТОП-5 профессий, среди которых чаще всего встречаются хорошие ораторы:
Важнее всего оказалось чувство юмора и знание темы. При этом значимость этих элементов образа отличается у разных поколений. Для молодой аудитории важнее чувство юмора, а для более зрелой — компетентность в обсуждаемой теме. Кстати, женщины чаще, чем мужчины, отмечали важность знания темы.
Дистанция относится к базовым характеристикам образа оратора. На ее основе можно выстраивать остальные компоненты своего амплуа. По результатам нашего опроса доверие больше вызывает спикер, который:
Это указывает на короткую дистанцию со слушателем, на демократическую позицию. Неформальность в поведении также связана с демократическим стилем в одежде. Спикеру следует подчеркивать свой образ и поведением, и внешностью.
Некоторые респонденты хорошо относятся к спикеру, который более раскован и допускает в речи сленг. Респонденты, отметившие эти характеристики, предпочитают использование сторителлинга, ярких запоминающихся примеров и реже отмечают высокую значимость новой информации в выступлении.
Очевидно, аудитория бывает разная, и если вы понимаете, что ей важна раскованность, то подкрепите ее манерой речи, яркими и жизненными примерами, даже если ради этого придется ненадолго отвлечься от сути вашего выступления.
Здесь участники исследования выделили две категории:
Демократичность хорошего спикера проявляется не только в речи и манере одеваться. Важно выстраивать контакт с аудиторией, включать ее в процесс:
Конкретных приемов огромное количество.
Результаты показывают, что важнее всего баланс между авторитетом и позицией «на равных». Однако, можно уйти в крайность, но только в одну — позицию «на равных».
На что делать упор: на содержание или на подачу? Что важнее: факты или яркие образы и личные истории? Здесь нельзя жертвовать ничем. Вокруг много информации, а значит к ней предъявляются большие требования: факты должны быть проверенными, а подача яркой и понятной.
Есть ли разница между теми, кто никогда не был в роли спикера, и теми, кто часто выступает перед аудиторией? По-разному ли они относятся и оценивают публичные выступления? Исследование показало, что люди с опытом публичных выступлений намного больше ценят эмоциональный компонент выступления (яркие примеры, личные истории и пр.) Ведь они на себе испытали, насколько важно уметь работать с эмоциями публики. Эти приемы могут быть незаметны со стороны, или им не придается особого значения, однако на практике от них очень многое зависит.
Во-первых, во всем важна демократичность: дистанция со слушателем, речь, одежда и пр.
Во-вторых, на эффект даже от проверенных приемов могут влиять пол, возраст и опыт вашей аудитории. В-третьих, юмор — важный элемент любого выступления.
И последнее — ваша аудитория ждет интересного содержания, ярких примеров и истории. Но больше всего она жаждет вовлеченности. Так дайте ей это!
И да, это была лишь информация к размышлению. Будет странно, если вы всю жизнь говорили сдержанно и вдруг начнете балагурить, прыгать и сыпать шутками. Поэтому советую проанализировать результаты исследования и подумать на досуге, а как именно вы можете выглядеть перед аудиторий.
* Исследование Business Speech Science Research проводилось с 01.10.2019 по 10.12.2019. В опросе участвовали 300 человек. 73% — женщины, 27% — мужчины. 30% — 20-30 лет, 45% — 31-40 лет, 25% — 41-50 лет.