9 ноября 2022
Сноб: как лечили от невежества в Средние века?

Все знают, что самая популярная иллюстрация манипуляции — это кукловод. Но есть ли кроме марионеток или двуликого Януса удачные аллюзии и ассоциации? Есть. И одна мне особенно нравится.

«ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ». ИЕРОНИМ БОСХ

Вы когда-нибудь видели эту картину авторства Босха? Она называется «Извлечение камня глупости». Ее я впервые увидел в музее Прадо, в Мадриде. И не обратил бы никакого внимания, если бы не потрясающий экскурсовод, который остановил мое внимание на ней, зная, что я писатель и занимаюсь исследованием феномена убеждения и воздействия на людей.

Это одна из ранних работ голландского художника, не вполне правильная анатомически, суховата и монохромна. На картине написано следующее: «Meester snijt de keye ras / Myne name is Lubbert das» («Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Любберт»). Сейчас поймете почему.

В Средние века существовало поверье, что человеческая глупость, невежество или слепая доверчивость связаны с тем, что в голове у людей находятся лишние наросты или камни. Их называли «камни глупости». Если их удалить, то человек сразу поумнеет. По средневековым улицам ходили шарлатаны-манипуляторы, которые и проводили такие операции. В прямом смысле этого слова. Суть подобной хирургической процедуры заключалась в следующем: человеку делали надрез прямо на голове, колдовали над ним, делали магические пассы, а затем показывали заранее спрятанный в руке, якобы вынутый камень или окровавленное сухожилие какого-то животного. Это оказывало на жертв неизгладимое впечатление. Существовало даже выражение: «У него камень в голове».

На картине мы видим седовласого человека, должно быть уже пожившего и опытного, над которым шарлатан в длинном одеянии производит подобную процедуру. Любберт хочет избавиться от глупости как можно скорее. Правда, вместо камня или сухожилия у бедолаги-глупца из разреза начинает расти тюльпан. Удивительно, но в Средневековье тюльпан был символом обмана, обозначал глупую доверчивость. Еще одна метафора в нашу копилку.

Стоит обратить внимание и на остальные детали этой картины. Босх изображает на голове у манипулятора перевернутую воронку — предмет явно странный, используемый не по назначению. Это тоже символ противоестественности и абсурда происходящего. Эдакий отвлекающий маневр, лишний антураж, иллюстрирующий настоящее шарлатанство. А на голове монахини, верной спутницы мошенника, лежит книга: по мнению Босха — еще один символ лжемудрости и манипуляций. Метафора ясна: божественные знания находятся не там, где надо. Это лишь повод для манипулирования — апелляции к объективным знаниям. Мы о таких манипуляциях тоже, естественно, будем далее говорить.

Есть тут и третий персонаж — монах, держащий кувшин с вином и произносящий воодушевляющую, отвлекающую речь. Речь, как и вино, одурманивает. А опьяняющая сознание речь наверняка богата дифирамбами о том, как бедная жертва умнеет прямо на глазах.

Картина «Извлечение камня глупости» выполнена в форме «тондо» — заключена в круг, демонстрируя нам некую всеобщность, всемирность, не единичный случай, а тенденцию для всего человеческого рода, его аллегорию. Какая меткая метафора!

Картина Босха не единственная. Посмотрите работу Яна ван Хемессена. Она тоже называется «Извлечение камня глупости». И тоже, кстати, хранится в музее Прадо.

Источник: Сноб