Признайтесь: а вы поддаетесь на уловки рекламы и маркетинга? Может быть, вы жертва пропаганды? Наверняка вы ответите отрицательно. Не простофили же мы! Но если мы не поддаемся рекламной шумихе или, например, предвыборным обещаниям, то, значит, поддается кто-то другой? Тогда кто же эти люди? Скорее всего, все остальные.
В этом и состоит одно из когнитивных искажений нашего мозга — так называемый эффект третьего лица: любой человек считает, что реклама, пропаганда, внушение, воздействие средств массовой информации или любые другие методы убеждения влияют на большинство людей, но только не на него.
Мы считаем, в частности, что любая «вредная», «нежелательная», «плохая» информация, будь то порнография или деструктивные призывы к антисоциальному поведению, воздействует на нас меньше, чем на всех остальных. Мы уверены, что сами способны противостоять ежедневной бомбардировке сообщениями из интернета, телевизора, радио или любых других СМИ, а вот за остальных не ручаемся. Как будто у нас есть какая-то специальная прививка, которой нет у других. На самом деле это не так, просто мы переоцениваем себя и недооцениваем других.
У меня есть знакомый предприниматель, который всегда говорит о том, что реклама на него не действует: он имеет собственное мнение и повлиять на него никакими способами невозможно. Только при всем том сложно представить другого человека, который был бы так верен любимым маркам. Если одежда — то только LV. Если техника — то только Apple. Если автомобиль — то только Porsche. Конечно, можно предположить, что он действительно самостоятельно сделал выбор в пользу лучших, по его мнению, брендов и это абсолютно искренняя любовь. Но как тогда объяснить, что в продуктовом магазине он выбирает именно те товары, которые активно рекламируются в текущий момент?
Наличие этого эффекта подтверждается и опросом, который я проводил, когда изучал влияние манипуляций на жизнь людей. В ходе исследования я задавал испытуемым несколько вопросов.
Первый вопрос: «Сталкиваетесь ли вы в своей работе с манипуляциями со стороны коллег?»
Утвердительно ответили 89% людей.
Второй вопрос: «Считаете ли вы, что люди становятся жертвами манипулятивного воздействия?»
97% ответили положительно.
Но самый интересный третий вопрос: «Вы можете эффективно противодействовать манипуляциям?»
На него ответили утвердительно 76% респондентов! Удивительная иллюзия неуязвимости!
Термин «эффект третьего лица» впервые ввел американский социолог Филлипс Дэвисон в 1983 году. Он провел несколько опросов, в которых участники оценивали степень влияния на себя кампании по выборам губернатора, результатов праймериз, а также воздействие телевизионной рекламы на детей. Во всех случаях испытуемые говорили о том, что на них лично убеждающие и рекламные сообщения не подействовали, а вот на других, конечно, повлияли. Позже этот эффект многократно воспроизводился и перепроверялся с помощью исследований и метаанализов (вот, вот, вот и вот ссылки).
К сожалению, этим когнитивным искажением страдают многие наши законодатели и политики — или, наоборот, сознательно им пользуются. Вспомните, какое огромное количество ограничительных инициатив (часть из них, к сожалению, была введена) диктовалось такими аргументами, как:
«Это же разрушит умы наших детей!»
«Надо ограничить видеоигры, потому что это пропаганда насилия среди несовершеннолетних!»
«Вот они посмотрят на гей-парад, а потом все станут гомосексуалами!»
«Если сегодня они будут слушать такую музыку с такими агрессивными текстами, то завтра будут выбрасываться из окон!»
И ведь большинство населения восприимчиво к таким аргументам:
«Да, на меня это не подействует, а вот на неокрепшие, впечатлительные умы…»
Выглядит убедительно. Замечательный повод подвергнуть цензуре информацию — не ради себя, а ради других.
Автор изображения: Lightspring
Источник: SNOB