The Village опубликовал отрывок из книги «Анатомия заблуждений» о том, как отличить настоящие новости от фейк-ньюс и перепроверить информацию из соцсетей.
Фейки и факты
Давайте честно признаем: мир сильно изменился с тех пор, как появился интернет и современные цифровые технологии. И критическое мышление в том виде, в каком его преподавали в 1980-ых годах в американских вузах, сейчас будет не совсем актуально. Перечитывая некоторые старые книги по этой теме, понимаешь, что отдельные методы уже настолько устарели, что их просто невозможно применить по отношению, например, к новостным агрегаторам или Telegram-каналам. Прежде всего изменилась форма потребления информации.
Умение ориентироваться в информации в сети — это отдельный навык, о котором стоит поговорить. И когда речь заходит о критическом мышлении и интернете, прежде всего, встает вопрос о так называемых фейковых новостях. Fake news, или фейковые новости, — это выражение стало словом года в 2017-ом году, по версии академического словаря Collins. Ученые по всему миру занимаются феноменом фейковых новостей. Математики и нейробиологи на полном серьезе изучают принципы распространения фейков в Twitter. Даже папа римский посвятил им одно из своих обращений к верующим. Поговаривают, что благодаря фейковым новостям Дональд Трамп победил на президентских выборах. Появилась целая индустрия неправды в интернете. 2016 год стал знаковым для этой «отрасли». Связано это в основном с Brexit в Великобритании и выборами в США. С тех пор количество фейковых новостей не уменьшалось. Государственная дума РФ приняла закон о штрафах за фейковые новости.
Что же такое fake news и почему о них все так много говорят? Под фейковыми новостями я буду подразумевать лживую информацию в СМИ, представляющую собой грубую подделку под новости. Когда бредовым вымыслам и желтым заголовкам верят необразованные люди или городские сумасшедшие, у меня это не вызывает никакого удивления. Парадокс fake news заключается именно в том, что в ложные, зачастую абсурдные, новости верят образованные люди, наши коллеги, друзья и родственники, увлекающиеся научным нон-фикшеном, имеющие друзей–ученых в Facebook, подписанные на самые модные каналы в YouTube и демонстративно не смотрящие телевизор (ведь это «зомбоящик»). Они с удовольствием делают репост непроверенной новости у себя в социальных сетях, а потом, придя на работу, первым делом обсуждают ее со своими коллегами. Они говорят о новых сенсационных исследованиях, доказывающих смертельный вред микроволновых печей (что самое страшное, никакая шапочка из фольги уже не поможет), опасности прививок, которые американские спецслужбы специально пропагандируют, чтобы нам навредить, о ГМО, производство которых контролирует мировое правительство. И прочие народные страшилки.