Почему многие руководители свято верят, что их убеждения всегда логичны, рациональны, беспристрастны, объективны, основаны на многолетнем опыте и всестороннем анализе? Так ли это происходит в действительности? Иногда топ-менеджеры не только не готовы изменить свою точку зрения, но еще и постоянно ищут и предвзято интерпретируют информацию таким образом, чтобы подтвердить свою точку зрения, гипотезу или убеждение. Дело в том, что они находятся в лапах коварного феномена под названием «склонность к подтверждению своей точки зрения».
Человек очень селективно относится к информации и старается выбирать именно ту, которая согласуется с его исходной позицией. Он хочет получать подтверждения своей правоте и часто выдает желаемое за действительное. И чем убеждение более глубокое, личное и эмоциональное, тем сильнее будет проявляется этот эффект. Внимание фокусируется только на своем, при этом игнорируются другие альтернативы, даже если они являются более корректными или выгодными. И даже если сбор и интерпретация информации происходит абсолютно нейтральным способом, анализируются все «за» и «против» своей позиции, человек все равно будет помнить ее выборочно. Понятно, какую лучше. Информация, которая соответствует ожиданиям, легче запоминается и сохраняется. Это называется эффектом «подтверждающей памяти».
Например, арт-директор чаще нанимает на работу левшей, потому что верит, что они более креативны, чем правши. Всякий раз, когда этот он встречает творческого левшу, он придает большее значение этому «доказательству», которое подтверждает то, во что он уже верит. Он может даже искать «доказательства», которые еще больше подтверждают это убеждение, и приводит примеры, которые не поддерживают идею.
Во-первых, это самый быстрый способ обработки информации. Люди эволюционно не могут анализировать абсолютно все стороны какого-либо явления. На это нет ни времени, ни ресурсов. Во-вторых, люди таким образом защищают свою самооценку. Им нравится чувствовать себя хорошо, а обнаружение, что то, во что они свято верили, является заблуждением, сильно ранит. Им нравится чувствовать себя правыми и умными. Особенно это касается людей, занимающих высокий пост.
Вот почему очень часто руководители принимают неправильные решения. Склонность к подтверждению своей точки зрения делает человека зашоренным, влияет на излишнюю самоуверенность в собственных суждениях. Он всеми силами пытается подтвердить, а не опровергнуть свои позиции, мысли, выводы, гипотезы.
Личность самого человека влияет на предвзятость поиска информации. Эксперименты показывают, что люди, более уверенные в себе, с большей готовностью ищут информацию, которая противоречит их личному мнению. Люди же с низкой самооценкой стараются не искать противоречивую информацию и предпочитают ту, которая поддерживает их собственную позицию.
Любопытное исследование предвзятости интерпретации было проведено американскими учеными с помощью МРТ. В 2004 по результатам предвыборной президентской гонки исследователи отобрали сильных сторонников республиканца Джорджа Буша и демократа Джона Керри. Испытуемым демонстрировали противоречащие друг другу утверждения каждого из кандидатов. Необходимо было оценить, чьи суждения являются более противоречивыми и нелогичными. Несложно догадаться, что люди выбирали не «своего» кандидата. Ответы свои они давали, находясь в аппарате МРТ, который отслеживал активности их мозга. Эксперимент показал, что когда испытуемые оценивали утверждения своего кандидата, были возбуждены эмоциональные центры мозга. При оценке утверждения другого кандидата такого не происходило. Тем самым, предположили ученые, наш мозг пытается уменьшить когнитивный диссонанс. В аналогичных исследованиях с использованием МРТ, но уже более поздних, проведенных калифорнийскими нейробиологами Йонасом Каплан, Сарой Гимбел и Сэмом Харрисом в 2016 году, появилась еще более любопытная информация. Испытуемым с сильными политическими убеждениями предлагалась информация, которая противоречила их взглядам. Томография показала, что в эти моменты у испытуемых активируются те же участки мозга, что и при физической угрозе. Другими словами информация, ставящая под сомнение верность глубоких убеждений, рассматривается мозгом как настоящая опасность жизни.
Руководителю крайне важно пользоваться принципами критического мышления. Ведь оно отличается от любых других видов мышления поиском не только подтверждающих, но и опровергающих доказательств. А этого порой так не хватает в бизнесе для принятия правильных решений.