Можно ли руководителю манипулировать сотрудниками? И вообще, является ли управление манипуляцией в принципе? Это стало вечной загадкой… И, как полагается, мнения людей разделились на два лагеря. Как всегда, дьявол кроется в деталях, потому что ответ на вопрос зависит от самой дефиниции, от понятия, в которое мы вкладываем термин «манипуляция». Существует широкое и узкое значение.
В широком значении манипуляция — это некое воздействие. Поэтому действительно можно сказать, что управление — это воздействие, то есть манипуляция.
Но в профессиональном узком значении под манипуляцией понимается именно скрытое психологическое насильственное воздействие. Вы можете возразить и сказать, что, например, мотивация — это тоже скрытое и иногда психологическое воздействие. Но, друзья, если мы говорим про сам термин «манипуляция», то нужно отметить еще один важный компонент — вредоносный характер.
Я всегда рассматриваю манипуляцию именно в узком контексте. Поэтому вопрос, может ли руководитель манипулировать, для меня имеет однозначный ответ — нет! Оговорюсь, что, естественно, он может прибегать к манипулятивных уловкам, но будет ли такой стиль управления продуктивным? С одной стороны, он может дать быстрый краткосрочный результат. Но с другой, если мы говорим о грамотном руководстве, которое ставит перед собой долгосрочные цели, то манипулирование — абсолютно неэффективный инструмент.
Почему? Я могу назвать две причины ➡️
1️⃣ Любой системный руководитель-манипулятор (имеется в виду тот, кто постоянно прибегает к манипулированию для достижения своих целей) рано или поздно останется один. В мировой истории все тираны заканчивали в одиночестве. Рано или поздно сотрудники раскусят даже самые искусные манипуляции своего начальника и либо уволятся, либо начнут противодействовать.
2️⃣ В один прекрасный день любой системный руководитель-манипулятор войдет в параноидальное состояние. Ведь если он сам пользуется запрещенными приемами, то будет ждать такого же отношения и от своих сотрудников. Он начнет видеть манипуляции повсюду со стороны подчиненных и коллег, хотя по факту их может и не быть.
Поэтому еще раз повторюсь, что я придерживаюсь категоричного мнения — руководителю не нужно манипулировать. Гораздо лучше и правильнее использовать открытую, искреннюю и конструктивную коммуникацию по существу.
Кстати, тренд на экологичное воздействие мы видим сейчас практически во всех российских компаниях. Фокус на открытые коммуникации — это именно то, чего хочет российское предпринимательство сегодня. Именно то, что делает процессы быстрее, четче, эффективнее, и в результате помогает бизнесу расти и развиваться.