Вопрос-ответ №5. Как грамотно отвечать на вопросы из зала?

Вопрос-ответ №5. Как грамотно отвечать на вопросы из зала?

«Никита, здравствуйте!
<…> Что касается публичных выступлений и презентаций, то я себя в этом чувствую вполне уверенно. Но как только речь заходит о вопросах из зала, то тут я зачастую справиться не могу. <…> То ли боюсь вопросов, то ли не понимаю, как правильно с ними работать. Но всегда эта часть презентации у меня получается неуверенной. Не могли бы вы подсказать, как эффектино работать с вопросами из зала? <…>
Заранее благодарен.
С уважением, Максим Жданов».

Ответ:

Если после выступления вам поступают вопросы из зала – это здорово! Поздравляю, вы вызвали интерес у аудитории к вашей теме. Это означает, что у зрителей есть дополнительные вопросы, они хотят получить еще больше информации и уточнений. Наступает важная часть интерактивной работы оратора — взаимодействие со зрителями. И именно эта часть ответов на вопросы может как улучшить впечатление аудитории от вашего выступления, так и, ровно наоборот, испортить всю ситуацию. Очень жаль, когда успешные выступления ораторов проваливаются из-за неумения технично и грамотно ответить на вопросы из зала. Ведь чаще всего вопросы задаются именно в конце выступления, а завершение речи сильнее всего формирует общее впечатление у аудитории. Предлагаю вам 15 главных правил, которые помогут вам быть всегда на высоте в работе с вопросами из зала.

 

1. Заранее предугадывайте вопросы и во время подготовки к выступлению продумывайте ответы на возможные вопросы. Например, спичрайтеры кроме самой речи готовят для политиков список прогнозируемых вопросов и удачных ответов на них. И оказывается, что примерно в 80-90% случаев у политиков есть готовые и максимально результативные ответы даже на самые каверзные и острые вопросы. Спрогнозировать вопросы несложно – просто поставьте себя на место зрителей и подумайте, что их может дополнительно интересовать, где могут возникнуть сомнения или непонимания, есть ли какие-то горячие и актуальные темы, которые связаны с темой вашего выступления.

2. Не игнорируйте вопросы. Даже если в планах у вас не было такой активности, игнорирование вопросов может испортить все впечатление о выступлении. Во-первых, это вызывает недовольство слушателей, во-вторых, ваше выступления становится монологом, а аудитория, как вы понимаете, жаждет диалога. Помните, что подняв руку, зритель уже будет полностью сконцентрирован на мысли, когда же этот черт ответит на мой вопрос, а не на сути вашего выступления. Ну а когда в зале несколько поднятых рук, а оратор, как ни в чем не бывало, продолжает свою речь, тогда уже вся аудитория будет занята мыслью: «Чем же это закончится? Он слепой? Ответит он в итоге или нет?».

3. Целесообразно заранее озвучить регламент – когда и каким образом вы готовы ответить на любые появившиеся вопросы. Если у вас короткое выступление, то бессмысленно прерывать интенсивную и информационно насыщенную пятиминутную речь вопросами. Предложите аудитории записать появившиеся вопросы, а в конце выступления ответить на них. Если же выступление длинное, то как раз с помощью вопросов в конце каждого смыслового блока вашей речи, вы сможете разбавить выступление разными по формам активностями. Неплохо заранее определить форму задавания вопросов – путем поднятия руки или с помощью записок (метод им. Регины Дубовицкой), которые вы потом зачитаете.

4. Помните, что вопросы у аудитории могут быть выражены не только с помощью поднятой руки, но и с помощью визуального контакта, когда пристальный взгляд зрителя наполнен удивлением / несогласием / желанием получить уточнение и разъяснение / непониманием. Тактично обратитесь к слушателю: «У вас какой-то вопрос?», «Могу я что-то разъяснить?» и так далее.

5. Сначала завершите мысль, только потом отвечайте на вопрос. Иногда рука из зала поднимается прямо на середине предложения. Неопытные ораторы сразу же прерывают свою мысль на полуслове и предлагают слушателю озвучить вопрос. Как вы понимаете, это неправильно. И вы, и аудитория теряет нить ваших рассуждений. Покажите слушателю, что вы увидели поднятую руку (например, продолжая свою мысль, посмотрите на задающего вопрос и мотните головой или указательным жестом покажите, что вы его увидели и ответите при первой же возможности). И только доведя свою мысль до логического завершения, предложите слушателю озвучить свой вопрос. Чаще всего после получения такого сигнала слушатели опускают руки и продолжают вас внимательно слушать. Только потом не забудьте обязательно выполнить свое обещание, и дать возможность задать вопрос.

6. Всегда благодарите за вопрос. Ведь вопрос из зала – это проявление интереса и внимания аудитории к вам и к теме вашего выступления. Часто целесообразно сделать комплимент вопросу: «Спасибо большое за вопрос! Он действительно очень острый и актуальный» или «Спасибо! Вы затронули очень важный аспект!».

7. Вам на 100% должна быть понятна суть заданного вопроса. Нет ничего хуже, чем размытый ответ не в тему. Поэтому, во-первых, дослушивайте вопрос до конца, а во-вторых, если необходимо, обязательно задайте уточняющие вопросы. После того, как выяснили всю суть вопроса, громко повторите его в переформулированном виде: «Правильно ли я понимаю, что вы спрашиваете о…» и уже начинаете свой ответ.

8. Если вы сразу не можете сориентироваться и оперативно ответить на вопрос, не бойтесь взять тайм-аут: «Вопрос действительно интересный. Спасибо! Но чтобы дать на него развернутый ответ, мне необходимо некоторое время. Позвольте я вернусь к вашему вопросу и отвечу на него в следующем перерыве».

9. Ответ на вопрос должен быть ясным, кратким и лаконичным. Бывают ситуации, когда выступающий слишком увлекается ответом, теряет суть своего главного выступления или не успевает ответить на другие вопросы или, что еще хуже, не успевает завершить свою речь из-за ограниченности регламента.

10. Если вопрос задан слушателем тихо, то обязательно громко повторите его аудитории так, чтобы было слышно всем. Представьте реакцию аудитории: какая-то пауза, где-то на первых рядах происходит какая-то суета, а потом вы начинаете говорить вообще по другой теме. Например, оратор рассказывает про технологию выращивания огурцов в мешочках. Вопрос из первого ряда, который, естественно, никто не слышит. И тут оратор отвечает на вопрос: «Да, спасибо за вопрос. Вы знаете, у Ивана Изральевича был аппендицит, так что он не успел это сделать!» Стоп! Какой аппендицит? Какой к черту Иван Изральевич? К чему это? О чем это оратор, ведь речь шла про огурцы? Что должен был сделать оратор? Правильно, повторить громко вопрос, чтобы вся аудитория была в курсе и понимала логическую нить: «Спасибо за вопрос! Мне сейчас задали вопрос о том, занимался ли известный ботаник Иван Изральевич изучением выращивания огурцов в мешочках? Он начинал эту тему, но позже у него обнаружили аппендицит и он не успел издать монографию по этой теме!» Фух, теперь все встало на свои места.

11. Нет ничего хуже, чем ответы оратора типа «Я уже об этом говорил в начале выступления» или «Вы прослушали, я упоминал данный факт». Если аудитория требует разъяснения или повторения, сделайте это.

12. Начинающим ораторам кажется, что отвечать на вопрос нужно тому, кто его задал. В результате аудитория остается без внимания, начинает скучать и теряет интерес к происходящему. Поэтому, получив вопрос от одного слушателя, обязательно отвечайте всей аудитории.

13. Если один и тот же слушатель после первого вопроса, начинает засыпать вас серией других вопросов, не пугайтесь. Если вопросы по существу и действительно могут информативно дополнить ваше выступление, ответить стоит. Только максимально кратко и лаконично. В противном случае лучше объяснить слушателю, что время ограничено, вам необходимо ответить на вопросы других слушателей из зала, и предложить ему пообщаться после выступления (как вариант, в онлайне).

14. Если вы чувствуете, что слушатель с трудом может сформулировать суть вопроса и просто хочет дать свой комментарий, не теряйтесь и уточняйте, что хочет зритель:«Простите, а в чем вопрос?», «Сформулируйте, пожалуйста, вопрос?». Очень часто под видом вопроса зрители хотят вступить в полемику с оратором или дать свой бесценный комментарий. Если этого не предусматривает регламент и формат выступления, без опасений прерывайте и уточняйте.

15. Нелепой выглядит ситуация, когда на вопрос оратора «Какие у вас есть вопросы?» в ответ наступает мертвая тишина в зале. Многих ораторов это сильно демотивирует и разочаровывает. Здесь есть несколько вариантов. Во-первых, можно выдержать паузу подольше и поддержать аудиторию: «Пожалуйста, не стесняйтесь, я с удовольствием отвечу на любые вопросы». Можно в шутку добавить к этому: «… ну кроме личной жизни, конечно», чтобы немножко расшевелить зрителей и сделать обстановку более неформальной(хотя возникает вопрос: а что вы тогда делали все выступление?). Другой вариант: заранее продумать в выступлении пару аспектов, которые обязательно вызовут вопросы. Третий вариант: во время завершения своей речи скажите: «Спасибо огромное за ваше внимание. Если у вас будут вопросы, я с удовольствием отвечу и пообщаюсь с каждым» и уходите со сцены. Даже если вопросы не последуют, конфузной ситуации на глазах всей аудитории уже не будет. Четвертый вариант: разогреть аудиторию и подтолкнуть ее на задавание вопросов: «Перед выступлением мне задали вопрос…», «Часто мне задают вопросы о…», «Если у вас вопросов пока нет, то позвольте задать вопрос мне вам…» и так далее.

 

————-


Жду вопросы от читателей блога. Пишите мне на имейл nikita@nepryakhin.ru или заполните форму в разделе «Контакты».

Comments

  1. По сути по такие вопросы имеют один смысл, проверить как человек умеет лгать! И по сути истинный психолог брал бы тех людей которые неправильно отвечали бы на вопросы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *