Вопрос-ответ №6. Как держать руки на сцене во время ожидания своего выступления?

Вопрос-ответ №6. Как держать руки на сцене во время ожидания своего выступления?

«Здравствуйте, Никита! 
Прочитала вашу статью о том, как нужно держаться на сцене. У меня бывает ситуация, когда я стою на сцене в группе людей, которые выступают по-очереди, т.е. каждый говорит небольшую речь.
Как нужно правильно держать руки в момент ожидания? Многие держат руку в руке перед собой (ладонь в ладони). Есть ли в этом случае какое-то правило?
С уважением, Юлия Чугунова».

Ответ:
Вопросы о том, куда девать руки во время выступления — одни из самых популярных. Общие правила жестикуляции я уже детально описал в самом первом вопросе «Куда девать руки», прочитать этот пост можно здесь. Сегодня предлагаю остановиться поподробнее о том, что делать с руками не во время активной жестикуляции, а во время ожидания на сцене.

Итак, мы стоим под прицелом десятков (а, может, и сотен) пар глаз в ожидании своей очереди выступления. Что чаще всего делают люди в подобной ситуации? В 90% случаев начинающие ораторы сжимают в замок руки перед собой (как футболисты перед штрафным), за спиной или вообще обхватывают корпус руками, как бы обнимая сами себя. Как вы понимаете, это закрытая поза. Закрытые позы нежелательны на сцене, так как они выдают скованность, замкнутость, неуверенность, волнение, желание дистанцироваться от аудитории или неготовность идти на контакт. Но как же так? Ведь это может быть просто удобно! — можете сказать вы и будете абсолютно правильны.

Когда мы читаем книги или учебники по ораторскому искусству или невербальному поведению, авторы приводят классическую классификацию поз и жестов: открытые и закрытые. Но это не совсем так. Я выделяю еще, так называемые, нейтральные жесты. Они обусловлены физиологическим удобством. Вот вы, например, сидите нога на ногу? Но ведь это не означает, что вы скованны и психологически зажаты в данный момент. Вам просто удобно. Но есть один главный нюанс: нейтральные жесты аудитория все равно трактует как закрытые. Потому и от них следует все-таки избавляться.

Помните о главных принципах невербального поведения оратора. Вся жестикуляция должна быть:
— открытой,
— естественной,
— гармоничной оратору и ситуации.

Какие же есть исходя из этого варианты? Ведь во время ожидания наша жестикуляция пассивна.

Вариант первый. Вы можете спокойно опустить руки. Не держать напряженно руки по швам, а именно спокойно опустить. Локтевой и плечевой суставы расслаблены. Ноги свободны, устойчивая позиция на ширине плеч, одна нога выставлена на полстопы. При такой позиции ваш корпус немного наклонен вперед, что символизирует открытость и готовность идти на диалог с аудиторией.

Вариант второй. Свободно держим руки перед собой, ладонь в ладони. Локти свободны, руки не напряжены и не прижаты к груди. Этот жест идет не всем, но чаще всего он смотрится достойно и солидно. Только не забывайте периодически открываться, например, свободно опускать руки, о чем мы говорили ранее.

Вариант третий. Одна рука в кармане, вторая спокойно и свободно опущена. Рука засунута в карман не полностью, большой палец выставлен наружу. Однако помните, что не все брючные костюмы подразумевают руку в кармане. И ничего в кармане не мусольте, а то многие начинают перебирать ключи, звенеть монетками. Это смотрится ужасно.

Вариант чертвертый. Одна рука свободно опущена, вторая держит предмет, необходимый вам для выступления, например, папку с тезисами или набор маркеров. При этом мы не зажимаемся и не закрываемся этим предметом, а свободно держим. Если удобно, можно согнуть руку в логте. 

Еще раз повторю: данные позы должны быть гармоничны вам. Вы не должны их использовать насильно. Только в случае, если вы комфортно и уверенно себя чувствую на сцене.  

Ну, и самое главное. Ожидая своей очереди на сцене, ни в коем случае не показывайте, что вы повторяете свою речь, проговаривая губами основные мысли, судорожно не читайте свои записи. Все-таки на сцене в данный момент доминантой выступает ваш коллега. Самый лучший вариант — внимательно слушать выступающего и адекватно реагировать невербально: кивать, соглашаясь, аплодировать, когда необходимо и так далее. Тогда и ваше выступление в ответ будет сопровождаться активным слушанием, одобрением и поддержкой.



Главное, на сцене не стоять вот так.

————-


Жду вопросы от читателей блога. Пишите мне на имейл nikita@nepryakhin.ru или заполните форму в разделе «Контакты».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *